Проект Сердцеведение

Христианство


"Вера без дел мертва есть"

 

ФАВОРСКИЙ СВЕТ

Если добавить, что именно в XII в. были созданы храмы Спаса Нередицы в Новгороде и Покрова на Нерли, которые можно считать архитектурной антитезой готики, то различие двух типов духовного движения предстанет особо наглядным.

Характерен сам пейзаж Палестины, каким видит его Даниил: это пространство все время кривится, изгибается, то создавая внутри себя ниши, полости самососредоточения — «Пещеры», то возносясь из этих пещер вверх и трансформируясь в «горы», как сферы особого, просветленного состояния земли и вещества.

Единственное, чего нет в этом пейзаже, — это чистых, спокойных, «эвклидовских» линий. И «пещера», и «гора», выступая как знаки, осязаемые символы определенных душевных состояний, в своем двуединстве создают чувственно-зримый образ преображенного мира. Это сочетание становится нередким для древнерусской иконы, и оно господствует в Данииловом описании Фаворской горы, которая «чудно, и дивно, и несказанно, и красно уродилася есть; от Бога поставлена есть красно и высоко велми и велика... Тут же, на той же горе Фаворской, есть весьма чудесная пещера на ровном месте. Тако есть, яко погребец мал в камении иссечен...» (Там же. — С.97).

Здесь глубина как бы «выворачивается» в вышину, движение «внутрь», в темноту, оборачивается движением к неизреченному «Фаворскому свету», подобно тому, как погружаясь «внутрь» внешне косного и инертного вещества, физика обнаруживает в нем область внутриядерных процессов и высоких энергий.

Учение о Фаворском, нетварном свете, о нетварных Божественных энергиях составляет самую суть восточнохристианской мистики и святоотеческой традиции, получившей широкое распространение в черном духовенстве и грамотном простонародье через книгу «Добротолюбие», в которой были собраны сочинения 38 христианских подвижников, чтимых восточной церковью: от Антония и Макария Великих (IV век) до Григория Синаита и Григория Паламы (XIV век).

Ксения Мяло. Путь Странника

 

Божественная энергия неоднократно являлась людям в образе света, пламени. Моисей в предстоянии перед неопалимой купиной; огненное вознесение Ильи-пророка; беседа апостола Павла с ослепившим его огнем; схождение на апостолов Святого Духа в виде огненных языков - все это феномены одного ряда. И венчает их Фаворское чудо: огнезарное Преображение Иисуса Христа.

Восприятие нетварного света знает свои антиномии. Понятно, что нетварный свет - явление внечувственное, метафизическое. И все же воспринимается он не только "внутренними очами", но и физическим зрением: слепит; заставляет закрыть глаза ладонью. Это противоречие волновало философов-исихастов. Григории Палама пишет о Фаворском свете: "Если же не чувственно, то это значит, что хоть апостолы удостоились воспринять его глазом, однако какой-то другой, нечувственной силой". Далее Григорий Палама говорит, что Фаворский свет постигается "... не умом и не чувством и не через отрицание и не через причинное и аналогическое умозаключение о Боге. Тогда каким образом? Смело скажем так: духовно".

Подобное изучается подобным. Фаворский свет - духовный свет, и постичь его можно только духом. Но дух транслирует воспринятое и на уровень физической перцепции. Может ли быть иначе? Весь человек - не только его ментальная составляющая - участвует в контакте с нетварной энергией. Он видит ее - он обоняет сказочные ароматы - он ощущает ласковые касания благодати. Это целостный контакт, на который отзывается весь состав человека - и зрение прежде всею.

Узреть нетварныи свет: вот к чему устремлены исихасты. Пусть с закрытыми глазами, но они именно видят ею - момент чувственный, эстетический тут играет огромную роль. Пытаясь передать свои личный опыт общения с нетварным светом. Григорий Палама говорит и том, что ощущал себя находящимся внутри огромною солнца, а сам весь, целокупно превратился в зрение.

При восприятии нетварного света исчезает различие внешнего и внутреннего. Поэтому невозможно локализовать источник, откуда льется сияние, - кажется, что оно исходит отовсюду, озаряя сразу все уровни бытия. Вот как Симеон Новый Богослов говорит об этом свете: Свет, духовно созерцаемый в отдалении, Свет, внутри нас внезапно обретающийся...

Даль и близь, прошлое и будущее соединяются в лицезрении нетварного света. Все пространственные и временные разделения преодолеваются - мир обретает абсолютную связность и целостность. Сейчас он - соборное Всеединство, а ты в нем - обожившийся Всечеловек. С поразительной достоверностью ты чувствуешь, что мир сотворен любовью и движим ею - волна этой любви накрывает и тебя, вознося высоко-высоко. Что упоительней этих переживаний? Их апогеем становится чудесная метаморфоза: созерцающий свет сам становится светом. Симеон Новый Богослов об этой чаемой трансформации говорит так: "...да живут богоугодно все христиане, да приближаются к огню божества и возгораются от него, или каждый особо, или все вместе, если возможно, и сияют посреди как боги".

В лучах нетварного света происходит Преображение человека. Фаворское чудо повторяется! Для того оно и произошло, чтобы множиться на всех мирах Универсума, возводя человека к Богу. В Преображении преодолеваются законы тварного бытия. Левитация; ясновидение; общение с умершими: в скитах и кельях исихастов это обычные явления. Здесь уже как бы наступил восьмой день творения: воцарилась вечность, не оставившая нигде ни одной тени.

Однажды Оптинскому старцу Нектарию показали икону Преображения, где яркость Фаворского света оттенялась различными затемнениями. Этот прием вызвал возражения старца. Он сказал как свидетель: "Когда загорается этот свет, каждая трещинка на столе светится". Икону пришлось переписать. Старец прав: Фаворский свет абсолютен - он не образует светотени: в его лучах невозможна никакая чернота. Вот онтологическая основа для нравственного максимализма: человек весь должен стать светом, истребив в себе всякую тень.

Сегодня мы знаем: в случае превышения скорости света происходит обращение причинности - становится возможным получение информации из будущего - Фаворский свет - метафизический свет: ограничение с = 300000 км/сек не распространяется на него. Это значит, что в потоках Фаворского света открываются картины будущего, о чем и свидетельствует опыт апостолов: в одном поле зрения они видели и Христа, и пророков - разные эпохи совместились, что возможно только в вечности, находящейся за горизонтом настоящего.

Пророки - и старцы: тут имеется прямая преемственность. Старцы прозревали еще несбывшееся - нетварный свет помогал им в этом. Исихасты устремлялись к предельно далекому будущему - в духе они переступали за ту черту, где время переходит в вечность. Макарий Египетский рассказывает о своих прозрениях: "Иногда также являлось как бы светоносное некое одеяние, какого нет на земле в веке сем". В такие "молниевидные ризы" на горе Фавор облекся Иисус Христос. Но Макарий Египетский видит в них обычною человека: это ли не знак того, что он полностью раскрыл свое богоподобие? В "Откровенных рассказах странника духовному отцу своему" мы читаем о том, как исихаст удостаивается лицезрения новой земли и новых небес: "Углубленный в себя, в постоянное повторение святейшего имени Иисусова, он в безмолвном созерцании Логоса Божия достигает внутреннего озарения себя, а через то-и созерцания в Фаворском свете мира и человека".

Странник говорит о "внутреннем озарении". Вспышка инсайта: что стоит за нею? Максим Исповедник убежден: в озарениях исихаста себя обнаруживает Божественный свет. Глубины нашей психики: вот где таится выход к Фавору. Исихасты достигали этих глубин. Психическое, субъективное там пересекается с онтологическим, фундаментальным - в точке их пересечения вспыхивает свет. Фаворский свет!

Бог есть Любовь. И поэтому излучаемый им свет связует и соединяет в Эросе все сущее. Свет Преображения открывается нашему сердцу как свет любви. В схолиях к ареопагитикам читаем: "Бог - это всех объединяющий Эрос, или Любовь". Энергия Эроса - нетварная энергия. Достигая своего пика в биосферах, где есть разделение полов, она уже сейчас преображает миры, даруя им новую небывалую красоту. Вспомним так называемые аллэстетические структуры, столь характерные для земной жизни, - это изумительные брачные наряды и украшения у организмов из самых разных классов. Через их красоту говорит Эрос - через Эроса благовестит Бог.

Посредством нетварного света нам передаются логосы всего сущего - платоновы идеи. Традиция считает: логосы имманентны нашему сознанию - как бы врождены ему. Не оспаривая этого взгляда, исихазм дополняет его своим оригинальным подходом: возможно динамичное - через посредство нетварной энергии - взаимодействие с миром идей. Мы не только раскрываем заложенное в нас при рождении - мы можем считывать все новую и новую информацию, идущую из мира идей: живой контакт с ним чудодейственно обогащает наше бытие. Как говорит архимандрит Киприан, энергии - это "прообразы будущего". То есть логосы, идеи. В потоках нетварного света мы не только прозреваем эти прообразы, но и получаем импульсы для того, чтобы содействовать их адекватному воплощению в материи. Это художническая миссия - и Бог поручает ее нам.

Святой Дух - и нетварная энергия: исихазм сближает эти явления, даже отождествляет их. Нетварная энергия испускается всеми лицами Святой Троицы. Но одно из них - Святой Дух - имеет особое значение для тварного мира: через него передается благодать. Это понятие занимает центральное место в исихазме. Осеняя человека, благодать реально передает ему божественные черты и свойства - это лучшие мига нашей жизни. Вспомним о них:

1) благодать приносит нам радость участия и сопричастия: мы эйфорически переживаем свое единство со всем сущим;

2) благодать примиряет нас с прошлым и настоящим, - она очень легко склоняет нас к забвению обид, к прощению врагов;

3) благодать как бы предваряет Преображение, являя нам красоту и значительность творения: все позитивное выходит на первый план - а все негативное, привнесенное грехопадением сходит на нет;

4) наконец, самое главное: касание благодати делает для нас несомненным не только существование Бога, но и его предельную близость к нам - Бог рядом, здесь; шагни ему навстречу - и соединись с ним.

У Макария Египетского мы находим такие слова: "благодать есть небесный внутри тебя огнь". Будучи нетварной энергией Бога, благодать не просто приобщает человека к своему источнику - она делает человека Богом. Стать Богом по благодати: вот установка исихазма, поражающая своей смелостью и масштабностью. Для исполнения этой цели необходимо горение духа. Макарий Египетский убежден, что это горение способна усилить молитва - тогда "...помыслы твои сделаются огнем и погрузятся в любовь Божию".

Обратим внимание на световую, огненную природу благодати. Пламенеющий свет Софии характерен для исихастской картины мира.

Юрий Линник "Мой исихазм"

 
Персональный сайт семьи Ковалёвых
©Проект "Сердцеведение"
Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Используются технологии uCoz