ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л. Н. ТОЛСТОГО
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого является одним из старейших педагогических учебных заведений нашей страны. Его история – важная страница в истории просвещенной России ХХ века. Созданный в 1939 г., ТГПУ сегодня входит в число лидеров современного отечественного педагогического образования.
С 1992 года ректором вуза является Шайденко Надежда Анатольевна.
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 1268 от 29 декабря 1994 года и приказом Министерства образования Российской Федерации № 07 от 10 января 1995 года вузу присвоен статус Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого.
По рейтингу Министерства образования РФ университет входит в число 10-ти лучших в России вузов педагогического профиля.
В настоящее время ТГПУ им Л Н Толстого ведет образовательную деятельность в сфере высшего, дополнительного, послевузовского профессионального образования по различным направлениям (специальностям) и уровням образования; осуществляет подготовку специалистов по 35 специальностям и направлениям высшего профессионального образования, по 22 специальностям послевузовского профессионального образования; имеет 13 общеуниверситетских кафедр (истории мировых цивилизаций, философии, теологии, политологии и социологии, педагогики, социальной педагогики и социальной работы, психологии развития, психологии образования, духовного наследия Л. Н. Толстого, мировой художественной культуры, физического воспитания, основ медицинских знаний и охраны здоровья детей, информационных технологий), а также 36 кафедр в составе 11 факультетов (русской филологии, исторического, естественнонаучного, физической культуры, физического; технологии, предпринимательства, экономики; математики и информатики, иностранных языков, педагогики и психологии развития ребенка, психологии, искусств и гуманитарных наук). В университете также имеются факультеты иностранных студентов, довузовской подготовки, дополнительных профессий.
Университет располагает мощным потенциалом профессорско-преподавательских кадров, среди которых более 60 докторов наук, профессоров и свыше 250 кандидатов наук, доцентов. По очной, очно-заочной и заочной формам в университете обучается около 7 тысяч студентов, 180 аспирантов и докторантов.
В 1958 г. Тульскому государственному педагогическому институту было присвоено имя Л. Н. Толстого. С 1960 года в вузе регулярно проводятся Толстовские научные чтения, с 1996 г. имеющие статус международных. В чтениях принимают участие известные российские и зарубежные толстоведы. В 1996 г. в университете была создана кафедра Духовного наследия Л. Н. Толстого, одной из задач которой стала консолидация представителей различных научных направлений и школ в толстоведении, различных поколений в деле изучения творческого наследия великого писателя, мыслителя, педагога. По итогам чтений выпускаются Толстовские научные сборники.
Тульский педагогический институт является одним из ведущих центров изучения творчества Л. Н. Толстого. Различные аспекты жизни и творчества Толстого являются предметом серьезного и всестороннего изучения кафедр философии (зав. кафедрой д-р филос. наук, профессор Е. Д. Мелешко), русской литературы (зав. кафедрой – канд. филол. наук, профессор Г. А. Нерушенко), русского языка (зав. кафедрой – канд. филол. наук, профессор В. Т. Бондаренко), педагогики (зав. кафедрой – член-кор. РАО, доктор пед. наук А. А. Орлов).
В 1998–2001г. ТГПУ и Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН при поддержке Центра содействия интеграции высшего образования РФ и Российской академии наук был реализован проект «Содружество поколений. Л. Н. Толстой и проблемы духовной жизни современного общества: от мира насилия к миру согласия. Ежегодные международные Толстовские конференции, семинары, творческие мастерские молодых ученых». За период реализации проекта в Толстовских чтениях приняли участие более тысячи человек, около 70 % из них – ученые в возрасте моложе 35 лет. В научных толстовских форумах участвовали представители 48 регионов России, а также дальнего и ближнего зарубежья – из США, Японии, Индии, Вьетнама, Южной Кореи, Франции, Германии, Чешской Республики, Украины, Белоруссии, Армении и др. Общий объем изданий составил около 150 печатных листов.
Решением президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы от 26 октября 1997 года ТГПУ им. Л. Н. Толстого является действительным членом МАПРЯЛ. В ноябре 1997 года ТГПУ принят в Международную Ассоциацию Университетов при ЮНЕСКО. В 1996 году при университете открыты региональные отделения трех общественных академий: Российской академии естественных наук, Академии гуманитарных наук, Международной академии образования.
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого является коллективным членом (филиалом) международной академии наук педагогического образования.
Становлению педагогического вуза как образовательного заведения нового типа способствовало увеличение количества защит диссертаций в специализированных советах университета.
Важным приоритетом кадровой политики в вузе является повышение качественного состава штатных сотрудников. Среди штатных преподавателей значительной является доля докторов наук, профессоров в возрасте до 50-ти лет и кандидатов наук, доцентов – до 30 лет, которая увеличивалась в течение последних лет.
Приказом Центра тестирования Минобразования РФ № 9/90 от 21.12.2000 г. на базе Тульского государственного педагогического университета им Л Н Толстого открыт филиал Центра тестирования Минобразования РФ.
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого успешно участвует в международном образовательном и научном сотрудничестве: в межгосударственных программах, в программах международных организаций и фондов, взаимодействующих с Россией в сфере образования, науки и культуры.
На основе действующих межправительственных соглашений в сфере образования осуществляется сотрудничество университета с вузами Великобритании, Франции, Германии, Польши, Болгарии, Соединенных Штатов Америки, Японии. Подписанные соглашения нацелены на разработку различных форм обмена опытом, повышение уровня научной и методической работы. Проведение совместных международных научно-практических конференций, руководство международной аспирантурой и докторантурой, издание совместных публикаций и доступ к ним более широкой массы профессионалов образования в России и за рубежом позволяют постоянно ощущать себя «в мировом контексте», получать дополнительную информационную, научно-методическую и материальную поддержку.
Наиболее значительным результатом работы по установлению контактов с международными организациями и фондами стало подписание 7 февраля 1997 года договора о сотрудничестве в реализации проекта подготовки учителей английского языка между Британским Советом, департаментом общего и профессионального образования Тульской области, Тульским педагогическим колледжем № 1 и ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В соответствии с проектом осуществляется поэтапная подготовка учителей английского языка.
Получен грант на продолжение проекта REAP «Медицинская и социальная поддержка населения в посткатастрофический период», осуществляемого совместно с Британским Советом.
В рамках партнерских отношений между городами-побратимами Тулой и Олбани (США) успешно развивается сотрудничество между университетом и высшими учебными заведениями штата Нью-Йорк. Американские специалисты в области лингвистики, права, педагогики и экономики неоднократно читали лекции в стенах университета, принимали участие в различных международных конференциях.
Ежегодно в рамках сотрудничества между комитетом «Олбани–Тула» и университетом проводится международный конкурс на лучшие сочинения по произведениям российских и американских авторов среди студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого и учебных заведений Олбани. При спонсорской поддержке комитета «Олбани-Тула» оборудован электронный читальный зал ТГПУ им. Л. Н. Толстого, оснащена лаборатория физического факультета, осуществляется проект расширения локальной сети ТГПУ им. Л. Н. Толстого, оснащен читальный зал факультета иностранных языков.
Реализуется договор о сотрудничестве между ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Токийским университетом «Сёва Дзеси» и Японским Толстовским обществом, предметом которого является сотрудничество партнеров в изучении и практической реализации гуманистических идей Л. Н. Толстого как в России, так и в Японии.
В 2001/2002 учебном году университет принял участие и стал лауреатом Всероссийского конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».
В сложнейших условиях происходящих в стране социальных и экономических реформ Тульский педагогический университет не только выстоял, но, благодаря высокому профессионализму преподавателей и сотрудников, творческим начинаниям студентов расширился и укрепился как университет нового типа, утвердив свое достойное место и возвысив свой авторитет не только в России, но и за ее пределами.
КАФЕДРА ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО
Заведующий кафедрой – Ремизов Виталий Борисович – кандидат филологических наук, профессор, директор государственного музея Л. Н. Толстого (Москва), заслуженный учитель России.
Учитывая тенденции образования и воспитания на рубеже ХХ–ХХI веков, кафедра духовного наследия Л. Н. Толстого тульского педагогического университета сосредоточила свое внимание на разработке программ, связанных с 10-летием культуры ненасилия (2000–2010 годы).
Постановка проблемы обусловлена кризисом в современном обществе и отсутствием в системе подготовки учителя глубинной связи с опытом величайших мудрецов мира и, прежде всего с духовным наследием Льва Толстого – сторонника ненасильственного пути развития человечества, философии всеединства любви.
Университет имени Толстого или «Толстовский» университет? В этом «или» принципиальное различие в постановке проблемы. На протяжении нескольких десятилетий завоевывалось жизненное пространство «имени Толстого». Настал час, когда появилась возможность перейти от имени к духу «толстовского» вуза.
Созданная в сентябре 1996 г. кафедра духовного наследия Л. Н. Толстого призвана стать тем духовным центром, который свяжет воедино имя и дух.
Цели деятельности кафедры:
– создание условий для развития духовной культуры и индивидуальной неповторимости
студента на основе гуманистических идей Л. Н. Толстого и современного образования,
– становление кафедры как научно-исследовательского центра по изучению творческого
наследия Толстого, в связи с этим координация деятельности профессорско-преподавательского
состава и научно-исследовательской деятельности студентов,
– разработка содержания образования и воспитания в учебных учреждениях, работающих
по эксперименту «Школа Л. Н. Толстого»,
– осуществление связей с культурно-образовательными учреждениями России и
зарубежных стран,
– организация и проведение семинаров, конференций, симпозиумов по толстовской
тематике (от внутривузовского до международного уровней),
– разработка и внедрение специальных курсов и семинаров по проблемам кафедры
с учетом специфики факультета; поиск форм совместной деятельности с кафедрами
Тульского госпедуниверситета по изучению и пропаганде наследия Л. Н. Толстого,
– открытие на факультетах специализации «Школа Л. Н. Толстого», а также создание
в университете проблемных групп и временных творческих коллективов, непосредственно
участвующих в подготовке программ и учебно-методических пособий для «Школы
Л. Н. Толстого», материалов по Толстовской энциклопедии, для сайтов по толстовской
тематике в системе Интернет;
– оказание консультационной помощи специалистам, изучающим творческое наследие
Толстого;
– создание банка «идей» и каталогов, помогающих осуществлять научно-исследовательскую
и педагогическую деятельность в области толстоведения и гуманистической педагогики,
– подготовка к изданию материалов, связанных с изучением жизни, творчества
Л. Н. Толстого и экспериментом «Школа Л. Н. Толстого»,
– изучение уровня преподавания наследия Толстого в школах и вузах Центрального
региона,
– обобщение опыта изучения наследия Толстого в нашей стране и за рубежом.
Наследие Л. Н. Толстого и сегодня воспринимается неоднозначно. Для одних он – еретик, восставший на основы православия, для других – хлюпик, юродствующий во Христе, жалкий непротивленец, приведший Россию к слабости и безволию, предопределивший в своем учении крушение и гибель Российской империи, для третьих – «лавка древности», «музей прошлого», не востребованный сегодняшними поколениями. Ярлыков на Толстого навешано много, но ясно и другое – он продолжает волновать умы и сердца многих людей разных возрастов и разных национальностей. Он, как магнит, притягивает к себе внимание живущих поколений. Р. Штейнер был убежден, что Толстой опередил свое время на несколько столетий. Непонимание Толстого – это лишь следствие недостаточного уровня культуры современного общества.
В Японии, США существуют университеты Л. Н. Толстого, в ряде европейских стран – школы, работающие по методике, открытой Толстым. В России опыт Толстого – человека, художника, мыслителя, педагога – лишь частично востребован. Философы, представители духовных концессий утверждают: Толстой велик как художник, но все остальное в его духовных исканиях заслуживает забвения.
Кафедра духовного наследия Л. Н. Толстого,
понимая всю сложность сложившейся в нашем обществе ситуации, видит свои задачи
в том, чтобы:
– не нарушив свободы вероисповедания, дать молодому специалисту объективное
представление о Толстом – человеке, художнике, мыслителе;
– связать духовный поиск Толстого с проблемами жизни общества в начале третьего
тысячелетия;
– раскрыть непреходящий смысл творений писателя, педагога, мыслителя в контексте
нашей эпохи;
– пробудить в будущем учителе потребность любовного, ненасильственного общения
с детьми, родителями и коллегами;
– вывести современного специалиста на уровень конкретного понимания единства
разума, культуры чувства, самостоятельности как умения сделать свободный выбор,
равновеличия общечеловеческого, национально-исторического, индивидуально-неповторимого;
– обозначить подходы к пониманию происходящих событий в их реальности, подчас
трагической; способов противостояния духовному и телесному распаду личности;
– приоткрыть завесу целеполагания человеческой жизни, ее смысла и предназначения
в границах движения от «Я» сегодняшнего к «Я» будущему, т. е. создать условия
для поиска студентом перспективы собственного жизненного пространства, своего
индивидуально-неповторимого пути жизни;
– способствовать развитию научных школ в области изучения духовного наследия
Л. Н. Толстого;
– реализовать в действительности идею непрерывного образования: детский сад
– школа – вуз – семья – институт повышения квалификации выпускников «толстовских»
школ и вузов;
– привлекать как можно большее число молодых исследователей к изучению творчества
Толстого.
Таковы главные задачи, поставленные кафедрой духовного наследия Л. Н. Толстого. Но есть главная цель: создать атмосферу общения, побуждающего его участников к внутренней свободе и полифонической культуре. Это возможно при развитии форм самостоятельного приобщения человека к опыту учительства мира, при выработке внутренней сопротивляемости тому, что разрушает духовную и физическую неповторимость личности.
Сегодня кафедра – один из центров по пропаганде и изучению духовного наследия Л. Н. Толстого. Сотрудниками кафедры создан цикл курсов для студентов всех факультетов и форм обучения Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, разработаны спецкурсы и спецсеминары по толстовской тематике и культурологическим проблемам. Среди них – «Жизнь Л. Н. Толстого в контексте мировой культуры», «Духовное наследие Л. Н. Толстого», «Л. Н. Толстой и мудрецы мира».
Актуальность читаемых кафедрой курсов базируется
на трех основных идеях:
1) через жизнь Толстого в контексте мировой культуры заложить в студенте
потребность к саморазвитию и самопознанию;
2) через постижение духовного наследия Л. Н. Толстого в его целостности и
многообразии помочь студенту понять важность обретения собственного места
в мире и среди людей;
3) через опыт величайших мудрецов мира (курс «Толстой и мудрецы мира») прикоснуться
к собственным возможностям души и тела, а в дальнейшем передать свой опыт
ученикам.
Каждая программа содержит конкретные формы практического ее освоения: в курсе «Жизнь Толстого в контексте мировой культуры» преимущество отдается семинарам – экскурсиям (через сопереживание – к истине), в «Духовном наследии Л. Н. Толстого» – семинарам (изучаем тексты Толстого), в курсе «Толстой и мудрецы мира» – семинарам-практикумам (от опыта мудрецов мира – к опыту современного учителя).
Все три спецкурса разработаны впервые в практике вузовского образования. Каждый из них сориентирован на актуальные проблемы жизни современного общества, индивидуальный опыт будущего учителя, на формирование его культуры чувства, мысли, отношения к миру и окружающим людям.
Особое значение имеет созданная и апробированная система специализации для студентов, будущих учителей начальной школы,– «Школа Л. Н. Толстого как модель непрерывного образования нового типа».
Сегодня кафедра ищет новые подходы к образованию будущих педагогов. В 1999–2002 гг. ее сотрудниками были разработаны новые спецкурсы, расширившие возможности для приобщения студентов к русской и мировой культуре: «Мир памяти: культурно-исторические центры России. Проблемы культурно-образовательного туризма», «Окружение Л. Н. Толстого. Работа над энциклопедией»; «Театр Л. Н. Толстого», «Л.Н. Толстой и кинематограф», «Поэзия серебряного века», «Поэзия Франции», «История науки в системе культуры» и др.
Кафедра духовного наследия Л. Н. Толстого, разработав за 6 лет своего существования 15 курсов, посвященных Л. Н. Толстому, его предшественникам и последователям, вопросам русской и мировой культуры, помогает будущим педагогам в их духовном становлении. За это время курсы завоевали симпатии студентов, что подтверждается регулярными опросами, проводимыми сотрудниками кафедры.
Преломляя традицию духовности через собственный опыт, студенты отмечают, что «толстовские» курсы не только позволяют им «много узнать о жизни и учениях Л. Н. Толстого, его предшественников, современников, последователей, но и получить знания о жизни, научиться общению, взаимопониманию»; помогают им «изменить взгляды на многие проблемы, на себя, на саму жизнь, что-то открыть в себе», «помогают измениться к лучшему».
Научная деятельность кафедры осуществляется
по следующим направлениям:
1. Организация и проведение научных исследований в области толстоведения.
2. Укрепление научных контактов с ведущими образовательными, культурными,
научно-исследовательскими учреждениями региона, России, зарубежных стран.
3. Организация и проведение Международных Толстовских чтений.
4. Создание банка научных идей и каталогов по толстовской тематике.
5. Издание научно-исследовательских и научно-методических трудов по толстовской
проблематике, включая материалы Международных Толстовских чтений, монографические
труды, книги для учителей и молодых ученых.
6. Поиск новых форм научной работы со студентами – подготовка энциклопедических
изданий, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого; глав учебных пособий
по новым предметам в «Школе Л. Н. Толстого»; организация проблемных научных
групп, толстовских вечерних и воскресных семинаров, выставок лучших студенческих
работ; разработка тематики дипломных исследований по толстовской проблематике
и осуществление руководства этими исследованиями; подготовка лучших студенческих
работ к региональным, зональным и всероссийским конкурсам.
7. Работа над кандидатскими и докторскими диссертациями.
8. Создание информационной базы материалов по толстоведению в сети Интернет.
С 1997 г. кафедра является организатором Международных
Толстовских чтений. С 1998 г. по настоящее время она получила 10 грантов для
организации и проведения Международных Толстовских форумов и реализации других
научных проектов, связанных с именем Л. Н. Толстого. Финансовая поддержка
со стороны ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Центра «Интеграция», Российского гуманитарного
научного фонда, Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) позволила кафедре
выпустить в свет несколько серьезных изданий:
– XXIV Международные Толстовские чтения: Материалы пленарных заседаний науч.
сессии, науч.-практ. конф. «Содружество поколений», Всероссийского семинара
«Изучение наследия Л. Н. Толстого в школе и вузе».– Тула: Изд-во Тул. гос.
пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1998.– 294 с.
– Тульская школа (Толстовский номер).– 1998, № 2 (педагогический журнал).
– Толстой и современный мир: Сб. науч. ст.: В 2 ч. Ч. I: Идеи Л. Н. Толстого
в контексте современной эпохи.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н.
Толстого, 1998.– 212 с. Ч. II: Художественный мир Л. Н. Толстого. Педагогика
Л. Н. Толстого накануне XXI века.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.
Н. Толстого, 1998.– 210 с.
– Ремизов, В. Б. Л. Н. Толстой: Диалоги во времени / В. Б. Ремизов.– Тула:
Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.– 302 с.
– Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин: сопричастность идей, образов, судеб: Материалы
XXV Международных Толстовских чтений.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им.
Л. Н. Толстого, 1999.– 320 с.
– Бурлакова, Т. Т. Мир памяти: толстовские места Тульского края / Т.Т. Бурлакова.–
Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.– 165 с.
Толстовский сборник – 2000. Материалы XXVI Международных Толстовских чтений:
В 2 ч. Ч. I: Л.Н. Толстой в движении эпох.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та
им. Л. Н. Толстого, 2000.– 354 с.; Ч. II: Духовное наследие Л. Н. Толстого
и современность.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000.–
380 с.
– Толстовский сборник – 2001. Толстой – художник, читатель, мыслитель: Материалы
XXVII Международных Толстовских чтений.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та
им. Л. Н. Толстого, 2002.– 288 с.
Толстовский сборник – 2002. Актуальные проблемы изучения наследия Л. Н. Толстого:
Материалы XXVII Международных Толстовских чтений.– Тула: Изд-во Тул. гос.
пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.– 183 с.
В 2000 г. сотрудниками кафедры при поддержке американской некоммерческой организации «Проект Гармония» были подготовлены сайты «Мир Льва Толстого» (рук. проекта, автор – В. Б. Ремизов; авторы – Т. Т. Бурлакова, С. Е. Юрков) и «Дети – сироты. Адрес опыта: Яснополянский детский дом« (Руководитель и автор проекта – доцент кафедры Т. Т. Бурлакова). В разработке сайтов приняли участие более 150 студентов факультета русской филологии и исторического факультета.
При поддержке Министерства образования РФ в 2002 г. реализован научный проект создания энциклопедического словаря «Л. Н. Толстой и русские писатели» (автор и руководитель проекта – В. Б. Ремизов), в реализации которого также активно участвовали студенты гуманитарных факультетов университета, проявившие склонность к исследовательской работе.
Совместно с учеными и методистами студенты университета разрабатывают отдельные разделы учебных пособий для эксперимента «Школа Л. Н. Толстого».
В настоящее время сотрудниками кафедры в содружестве с преподавателями других университетских кафедр при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в Яснополянском детском доме реализуется проект «Создание центра социальной адаптации воспитанников-сирот «Школа жизни» (руководитель и автор проекта – Т. Т. Бурлакова), а также ведется работа над сайтом «Л. Н. Толстой, культура мира и ненасилия в контексте проблем современного образования» (руководитель проекта – В. Б. Ремизов, участники проекта – Н. А. Шайденко, Е. Д. Мелешко, Т. Т. Бурлакова и др.).
Кафедра проводит большую воспитательную работу со студентами, организуя толстовские вечера, тематические конкурсы по различным видам искусства, просмотры кинофильмов, дни поэзии, экскурсии, связанные с памятными местами Тульского края и Центрального региона России.
В ноябре 2002 г. в ТГПУ прошли XXVIII Всероссийские Толстовские студенческие чтения, в которых приняли участие молодые исследователи Тулы, Москвы, Липецка, Екатеринбурга и других городов России. Из них – более 60 студентов Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого.
Кафедра осуществляет сотрудничество со следующими
организациями:
– Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН,
– Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,
– Институт философии РАН,
– Российская академия образования,
– Музей-заповедник «Ясная Поляна»,
– Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва),
– кафедры этики, русской литературы МГУ им. М. В. Ломоносова,
– зарубежные Толстовские фонды,
– университеты России и других стран мира,
– Союз писателей России.
На кафедре работают:
Бурлакова Тамара Тихоновна – с 1976 по 1996 гг.– сотрудник
Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.
Н. Толстого «Ясная Поляна»» (зав. отделами передвижных и стационарных выставок,
экскурсионным, комплектования фондов). С 1996 г. – доцент кафедры духовного
наследия Л. Н. Толстого, кандидат педагогических наук. Автор ряда статей по
музейной педагогике, о Л. Н. Толстом, в том числе – монографий «Мир памяти:
Толстовские места Тульского края» (1999), «Гуманистическая воспитательная
система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л. Н. Толстого
в практике Яснополянского детского дома» (Тула, 2001).
Брешковская Евгения Михайловна – доцент кафедры. Организатор движения педагогических отрядов в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Многие годы руководила подготовкой студентов к работе с детьми во внешкольных учреждениях, в том числе в детских домах. Автор статей по проблемам социальной адаптации детей-сирот, адаптации студентов-первокурсников к условиям педагогического вуза. Область сегодняшних научных интересов – «Толстой и театр», «Толстой и кинематограф».
Шадская Анна Викторовна – до 2000 гг. – старший преподаватель гуманитарной кафедры и методист научно-исследовательской лаборатории «Школа Л. Н. Толстого» Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. С сентября 2000 г. – доцент кафедры духовного наследия Л. Н. Толстого. Автор 20 научных публикаций, в том числе методического пособия «Мир «Азбуки» Льва Толстого» (в соавторстве). Соавтор учебных пособий по литературе для начальной школы, комплекта учебных пособий «Час души: Проза русских писателей» для 2–4 классов (под ред. В. Б. Ремизова) (М.: МИРОС; Тула: АРКТОУС), в 1997 г. получившего диплом I степени на Всероссийском конкурсе детской книги.
Юрков Сергей Евгеньевич – доцент кафедры, кандидат философских наук, в настоящее время – докторант кафедры философии Санкт-Петербургского государственного университета. Автор более 50 научных и научно-методических работ, в том числе – статей «Этические учения Сенеки и Толстого», «О «неделании» и «вселенской скуке бытия». Лев Толстой и Лао-Цзы». Автор курсов «Эзотерические учения в истории культуры», «История науки в системе культуры»; разработчик разделов сайта «Мир Льва Толстого», хрестоматии «Толстой – мыслитель».
Вихров Григорий Иванович – преподаватель кафедры, известный поэт, член Союза писателей СССР (Российской Федерации), победитель международного фестиваля поэзии в Бельгии (г. Льеж), лауреат премии «Святого Мигеля» (Франция, 1998), основатель и руководитель детской летней поэтической школы «Хрустальный Пегас», автор поэтических сборников «Мои дорогие» (Иркутск, 1988), «Страстная неделя прошла» (Москва, 1993), «Чародейство» (Москва, «Книжка в журнале»: «Литературная учеба», № 6, 1994), «Близость» (переводы с французского, Тула, 1996), «Два платья» (Тула, 1998), «Два лепестка сакуры» (Тула, 1998), «Трилистник» (Тула, 2001). Стихотворения поэта Г. И. Вихрова напечатаны в журналах «Литературная учеба», «Москва», «Студенческий меридиан», «Время и мы», в центральных и региональных поэтических сборниках. Произведения переведены на 10 языков мира.
Линецкая Галина Сергеевна – ассистент кафедры. Осуществляет работу над кандидатской диссертацией по теме: «Художественная типология жизни и смерти героев в повестях Л. Н. Толстого 1880–90-х гг.» В Толстовском сборнике – 2000 была опубликована статья: «Основное противоречие жизни как художественная реальность в повестях Л. Н. Толстого 1880–90-х гг.»
Трещилина Галина Константиновна – старший лаборант кафедры. Принимала участие в подготовке сайта для Интернет «Мир Льва Толстого». Работает над кандидатской диссертацией по проблеме развития творческого потенциала у студентов, автор 3 публикаций. Технический координатор Толстовской программы.