Мудрецы мира о ненасилии

Лао-Цзы

Совершенный мудрец пребывает в недеянии и потому не знает поражений; ни за что не держится и потому не знает потерь.

Хороший воин не воинственен, хороший боец не гневлив. Умеющий хорошо побеждать врагов не противоборствует с ними.

Небесное Дао не борется, но успешно побеждает.

Если оружие крепко, то применяющий его гибнет. Если дерево крепко, то его срубят.

В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но в ее торжестве над твердым и крепким ничто не может превзойти ее ... Слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое. И нет в Поднебесной никого, кто не знал бы этого, - кто не мог бы следовать этому.

Из книги "Дао-дэ-цзин" ("Книга пути и добродетели")

Сократ

Принуждающий нас силой как бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Как благодетелей наших, мы любим тех, кто умеет убедить нас. Не мудрый, а грубый, непросвещенный человек прибегает к насилию. Чтобы употребить силу, надо многих соучастников, чтобы убедить, не надо никаких. Тот, кто чувствует достаточно силы в самом себе, чтобы владеть умами, не станет прибегать к насилию: к чему ему устранять человека других взглядов, когда в его же интересе дружеским убеждением привлечь его на свою сторону.

Из бесед Сократа

Будда

Несправедлив тот человек, который делает что-нибудь посредством насилия; нет, только тот, кто различает оба пути - правды и неправды, кто поучает других и руководит ими не насилием, но справедливостью, кто верен правде и разуму, - тот только назовется истинно праведным.

Не тот мудрец, кто держит добрые и красивые речи, но кто терпелив, свободен от ненависти и свободен от боязни, - тот только истинно мудрый человек.

Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти - поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

Все дрожат перед наказанием, жизнь приятна для всех - поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

Ни с кем не говори грубо, те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь неприятна, и возмездие может коснуться тебя.

Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе - добрым; да победит он скупость щедростью, правдой - лжеца.

Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, - пусть о немногом, - дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам.

Из книги "Дхаммапада"

Л.Н.Толстой

Люди, обладающие властью, уверены в том, что движет и руководит людьми только насилие, и потому для поддержания существующего порядка смело употребляют насилие. Существующий же порядок держится не насилием, а общественным мнением, действие которого нарушается насилием. И потому деятельность насилия ослабляет, нарушает то самое, что она хочет поддерживать.

Всякое насилие противно разуму и любви. Не принимай в нем участия.

Старайся жить так, чтобы насилие было ненужно тебе. Насилие, производя подобие справедливости, только удаляет людей от возможности жить справедливо без насилия.

Люди - разумные существа и потому могут жить, руководствуясь разумом, и неизбежно должны заменить насилие свободным согласием. Всякое же совершаемое насилие отдаляет это время.

Насилие производит только подобие справедливости, но удаляет людей от возможности жить справедливо без насилия.

Бедствия войн и военных приготовлений не только не соответствуют тем причинам, которые выставляются в их оправдание, но причины их большей частью так ничтожны, что не стоят обсуждения и совершенно неизвестны тем, которые гибнут в войнах.

Люди так привыкли к поддержанию внешнего порядка жизни насилием, что жизнь людей без насилия представляется им невозможною.

Война уничтожится только тогда, когда люди не будут принимать никакого участия в насилии и будут готовы нести все те гонения, которым они могут подвергнуться за это. Это одно средство уничтожения войны. Старайся жить так, чтобы насилие было не нужно тебе.

Из трактата «Закон насилия и закон любви» и книги «Путь жизни»

Паскаль

Из того, что возможно насилием подчинить людей справедливости, вовсе не следует, чтобы было справедливо подчинить людей насилию.

Человек мыслит - так он создан. Ясно, что он должен мыслить разумно. Разумно мыслящий человек прежде всего думает о том, для какой цели он должен жить: он думает о своей душе, о боге. Посмотрите же, о чем думают мирские люди. О чем угодно, только не об этом. Они думают о плясках, о музыке, о пении и тому подобных удовольствиях; они думают о постройках, о богатстве, о власти; они завидуют положению богачей и царей. Но они вовсе не думают о том, что значит быть человеком.

Герцен

Когда бы люди захотели, вместо того чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того чтобы освобождать человечество, себя освобождать - как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества!

 

Используются технологии uCoz