Проект Сердцеведение

Семейный клуб
_Единое Сердце_


Самая ценная пища, которую Вы можете дать своему ребенку – это пища духовная.

Версия для печати

МАРИЯ МОНТЕССОРИ:
СТО ЛЕТ НАЗАД ОНА СОЗДАЛА РАЗВИВАЮЩУЮ ПЕДАГОГИКУ

«Вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори.
Самое важное то, что дети не чувствуют тяжести учения,
так как они учатся всему играя.
Во-вторых, цель состоит в том,
чтобы развить все органы и чувства ребенка.
Очень мало места отводится простому заучиванию».
Махатма Ганди

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Если бы Мария не стала педагогом, имя ее все равно осталось бы в истории. Родившись в 1870 году в маленьком портовом городке Италии в семье государственного чиновника Алесандро Монтессори, она могла разделить судьбу тысяч девочек из приличных семей. Но твердость ее характера и нежелание быть как все проявились уже в отрочестве. В 12 лет она решает, что будет учиться в технической школе для мальчиков, с успехом ее заканчивает и тут же принимает другое «вздорное решение». Мария увлекается естествознанием и делает профессиональный выбор: ее путь - медицина. В очередной раз преодолев все препятствия, она становится первой женщиной-врачом и после окончания Римского университета получает частную практику.

Тут судьба сводит ее с «идиотами» - в то время так назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтессори погружается в изучение этой темы и находит книги двух французов - Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно переводит эти работы, тщательно переписывая их в толстые тетради. Именно от Сегена она узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся по сути нормальными людьми». Это открытие настолько поражает Монтессори, что она добивается создания Ортофренической школы «для укрепления умственных способностей» и становится ее директором. Разрабатывает десятки пособий, требует от персонал а уважительно разговаривать с подопечными и даже проводить для них специальные уроки. Двухлетняя работа заканчивается педгогической сенсацией. В 1900 году на своеобразной школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению! Как вспоминала позже сама Мария, после этого к ней ночью стал являться святой Павел и убеждать ее посвятить себя делу развития способностей у обычных детей. Желание Марии не находит поддержки у Министерства образования Италии.

Мария в очередной раз резко меняет свою жизнь и вновь поступает в Римский университет, где изучает экспериментальную психологию и педагогическую антропологию. В 1904 году она получает звание профессора антропологии, возглавляет кафедру гигиены в Высшей женской школе, преподает в Римском универ­ситете. Но то, что кто-то мог посчитать победой, для нее было поражением.

ПРОРЫВ

Только в 1907 году у Марии Монтессори появляется возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педа­гогический эксперимент решается итальянский миллионер Эдуарде Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается Дом ребенка (Casa dei Bambini). В классы устремилось 50 маленьких дикарей - сквернословящих, ломающих мебель и дидактические пособия. Всего через несколько месяцев детей можно было показывать самой взыскательной комиссии. Они так спокойно и сосредоточенно работали, что некоторые наблюдатели посчитали это признаком жесткой учительской деспотии...

В основу практики Домов ребенка легли идеи, которые буквально носились в воздухе. Уже в 1900 году шведская писательница и педагог Э. Кей написала книгу «Век ребенка», выступая за создание условий для свободного развития и самовыражения индивидуальности ребенка при минимуме педагогического руководства. Американский педагог и психолог Д. Дьюи пишет о «коперниковской революции в педагогике»: ребенок превращался в астрономический центр педагогической вселенной. Но в отличие от других детоцентристов, Монтессори ищет способы организации пе­дагогического процесса. Подолгу наблюдая за детьми, Мария выделяет закономерности их развития. Не приемля классно-урочную систему, она предлагает поместить ребенка в развивающую среду, где он будет чув­ствовать себя свободным. Первая книга Монтессори, переведенная в России, вышла под названием «Метод научной педагогики, применяемый в Домах Ребенка». Эта работа сразу привлекла внимание отечественных педагогов - сторонников свободной школы. Дочь Льва НиколаевичаТолстого Татьяна Сухотина после знакомства с книгой пишет статью об идейной близости школы ее отца и Марии Монтессори.

Пока вокруг самого метода идут ожесточенные споры, Мария покоряет Америку. После ее триумфальных лекций в 1913 году изобретательтелефона Александер Грейам Белл и его жена учреждают в Вашингтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в Америку Мария Монтессори выступает в Карнеги холле и получает две золотые медали панамско-тихоокеанской выставки в сфере образования. После этого значимость ее дела признают наконец-то и в Европе. В 1922 году правительство Италии назначает Монтессори государственным инспектором школ. А в 1923 году ее сын Марио обращается к Муссолини, после чего школы Монтессори получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растет. Марию приглашают в Испанию, где она открывает институт и занимается проблемой религиозного воспитания. В Лондоне начинают работать курсы по подготовке педагогов, именно там Мария знакомится с Ганди, посетившим курс в 1932 году. К этому времени отношения Монтессори с фашистским правительством Италии испортились, тоталитарной стране не нужны были свободные, самоопределяющиеся личности. В 1934 году Мария покидает родину и на время перебирается в Испанию. Начало мировой войны застает Монтессори в Англии, из которой ее интернируют как гражданина государства-противника. Спасает приглашение теософского общества - Мария едет в Индию развивать свои идеи. К тому моменту она уже разработала периодизацию детского развития, правда, очень созвучную идеям своего друга Жана Пиаже. Мария считает, что на смену сенсорному исследованиюу детей 6-12 лет приходит развитие логического мышления. Ребенку важно узнать не столько «что это?», сколько «почему это так?». Дети уже способны воспринимать целостную картину мира, а сила воображения заставляет их погружаться в исследование того, что «зацепило». Таким образом, дидактический материал возникает из конкретных жизненных ситуаций. Знаменитая Черная лента, например, рождается из разговоров с индийцами о древности их цивилизации. Многометровая лента охватывает время существования жизни на нашей планете. Учитель долго разворачивает ее, рассказывая о том, какие формы жизни и когда господствовали на Земле. Только в самом конце многометрового полотнища открывается тонкая красная полоска - она показывает, как недолго живет на нашей планете человек. Оказывается, что «цивилизация» трилобитов или динозавров существовала в несколько десятков раз дольше, чем человеческая.

С этой лентой и другими материалами Мария вместе с сыном колесит по Индии на велосипедах. Читает лекции, пишет книги. Только в 1946 году Монтессори возвращается в Европу - в Голландию, где создается штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации, основанной еще в 1929 году. Здесь, в окружении своих сторонников, в мае 1952 года она умирает.

СЕКРЕТ УСПЕХА

История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам можно пересчитать реальные школы, продолжающие жить после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения получили научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Ее система строилась не один день. Основатель генетической психологии Жан Пиаже некоторое время лично возглавлял Монтессори-общество Женевы. Мария переписывалась с детским психологом Анной Фрейд. Под воздействием этих людей Монтессори уточняет свои выводы, но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Под «свободой» она прежде всего понимает независимость. Да, у маленьких детей плохая координация движений, они не уверены в себе и не знают, что делать с окружающими предметами. Малыш видит мир чуждым и неприспособленным для его жизни, он полностью зависит от взрослых: трудно самому расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, дотянуться до кнопки звонка, перенести свой стул в удобное место... Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года предоставить ребенку возмоность сделать это и многое другое самому. Учитель (взрослый) только помогает, создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки, щеточки, палки, кубики, бусины, стерженьки, карточки и коробочки, сваленные в кучу, вызовут только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори стала располагать предметы в соответствии с определенной, строгой логикой, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок, потому что так удобнее самим детям. Мария вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый в состоянии создать условия, в которых порядок будет прост и естественен. Учитель предлагает ребенку принять только несколько четких правил, одно из которых: «Взял, поработал, положи наместо». Чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий урок - всего 2-3 минуты. Взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, дабы не отчаяться и не потерять интерес.

Интерес - первое, что Монтессори выделяет в сво­ей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Дальше ребенок работает сам, потому что материал без постороннего вмешательства покажет ему допущенную ошибку. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, какой переступает порог класса, только он точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Монтессори заметила (а современная психология подтвердила), что у ребенка до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды, когда он легко и естественно учится определенным вещам. Если опоздать и не создать ему необходимые условия, ребенок может потерять интерес к ним на всю жизнь или пережить ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. Монтессори призывает не упускать эти уникальные моменты: главное - вовремя показать ребенку уменьшенную безопасную модель мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а по­том он найдет на этой «скатерти-самобранке» то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти должны быть не простые предметы, а те, которые помогают детям в развитии.

Если учитель все делает правильно, и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, для того, чтобы ребенок образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек в топку», а еще лучше - показывать, где эти угли находить.

Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» - знак успеха». Главная задача взрослого - научить детей сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит три этапа. Первый - подготовка привлекательной и удобной для малыша среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и вместе с тем без устал и помогает ребенку найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться. Таким образом энергия ребенка направляется в конструктивное русло. И уже на третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков.

Учитель чаще всего косвенно воздействует на учеников, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывают детей и помогают учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.

В нашу страну педагогика Монтессори вернулась только в 1992 году. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори-классов. Но только Центру Монтессори удается наладить контакты с АМI-курсом, который проводит в Мюнхене Монтессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончил о восемь человек из России. Они образовали преподавательский костяк курса, организованного Центром Монтессори. В 1998 году заместитель директора Центра София Сумнительная встретилась в Мюнхене с генеральным секретарем АМ! Ренильдой Монтессори и получила разрешение на открытие в Москве Ассоциативного АМI-курса по подготовке учителей для дошкольных классов. Так российские педагоги окончательно вошли в европейское сообщество.

Константин Сумнительный

Источник:
Всероссийский Интернет-педсовет
http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,148/Itemid,0/
Персональный сайт семьи Ковалёвых
©Проект "Сердцеведение"
Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Используются технологии uCoz