ЧТО ОТЛИЧАЕТ РАБОТУ С СЕМЬЕЙ В МОНТЕССОРИ ГРУППЕ
Сегодня мы живем в других условиях, в другое время, тем не менее некоторые правила, заложенные Марией Монтессори, не потеряли своей актуальности. Для нашего детского сада мы сформулировали их так:
1. Родители обязуются участвовать в воспитательной работе, а
в случае необходимости помогать в изготовлении Монтессори-пособий.
2. Родители имеют право в любое время
посещать Монтессори-группу, наблюдать, задавать вопросы воспитателям, администрации
детского сада, врачу, психологу.
3. Раз в неделю родители беседуют с воспитателем для обмена информацией о ребенке
и его проблемах.
4. Воспитатели и психологи готовы проводить консультации для родителей по обговоренному
графику.
5. Родители имеют "Карту достижений ребенка" и заполняют ее в удобной
для них форме.
В традиционном детском саду работа с семьей - только одно из многих третьестепенных направлений. В Монтессори-педагогике она - одно из ведущих, следующее в плане сразу после раздела "Воспитание и обучение детей". Это связано с тем, что система Монтессори ориентирована не на начальство и проверяющих всех рангов, а на семью как главного "заказчика" и проверяющего. Монтессори-программа ставит в центр своей работы РЕБЕНКА, поэтому и СЕМЬЯ как среда его обитания оказывается важной составляющей этой работы.
Сотрудничество с семьей начинается до приема ребенка в детский сад. Первый шаг -знакомство родителей с целями и методами Монтессори-педагогики. Затем те родители, которые приняли решение, что Монтессори-система подходит для их ребенка, становятся не только помощниками в проведении ремонтов и в прочих хозяйственных делах, но и заинтересованными участниками формирования ЛИЧНОСТИ своего малыша.
В расписании рабочего дня воспитателя необходимо предусмотреть не менее получаса на консультации и беседы с родителями (вместо так называемых методических часов).
Работа с родителями строится на следующих принципах:
1. Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного
образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках
ребенка. Обсуждается не что он "натворил", а в чем его уникальность.
2. Индивидуальность работы с родителем. Такую работу возможно построить на основе
консультаций-бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка,
его возможностях, помощи ему дома.
3. Доверительность между родителем и воспитателем. Возникает на основе двух
первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности.
После установления доверительных отношений можно обсуждать проблемы не только
ребенка, но и семьи и заполнять карту достижений, которая предназначена не только
для воспитателя, но и для родителей. Карта является программой-планом наблюдений
за формированием личности ребенка. Если родители захотят установить более тесные
отношения с психологом, врачом детского сада с целью коррекции поведения ребенка,
то в этом случае действуют те же три принципа общения. Врач, психолог, воспитатель
вместе с родителями и по их просьбе могут выработать совместную линию поведения
с ребенком.
Надо помнить, что не семья помогает детскому саду, а детский сад - семье.
Родители проходят своеобразный "конкурсный отбор", "тесты" на согласование с нашими, вернее - Марии Монтессори, идеями и принципами, целями воспитания. Делается это для того, чтобы избежать впоследствии конфликтов и разногласий. Затем беседуем с родителями о том, что устраивает или не устраивает их в этой системе воспитания, знакомим с "Картой достижений ребенка", предлагаем ответить на некоторые вопросы.
Вот их примерный перечень:
1. Какие сведения о Монтессори-методе привели Вас к нам?
2. Какие стороны этого метода Вы разделяете полностью?
3. Что вызывает Ваш протест?
4. Каким бы Вы хотели воспитать вашего ребенка?
5. Что хотели бы узнать от нас о системе Монтессори на встречах и тренингах?
6. Готовы ли Вы к сотрудничеству с нами? Каким образом Вы его представляете?
Мы не только ориентируем родителей на сотрудничество, но и предупреждаем: "Если вы хотите отдать своего ребенка "на сохранение" и вам нужен сад, который воспитывает ребенка без вмешательства родителей, то вам не стоит записывать ребенка к нам".
Для родителей, желающих подробней ознакомиться с системой Монтессори, проводятся консультации. Собираются небольшие группы родителей, которые либо только выбирают Монтессори-сад для своего ребенка, либо не уверены в своем выборе. Предлагаются следующие темы:
1. Система воспитания дошкольников на Западе. Отечественные системы.
Мон-тессори-система и ее преимущества.
2. Специально подготовленная среда. Монтессори-материалы. Зависимость развития
ребенка от стимулов.
3. Общение. Поддержка. Доверие (тренинг).
4. "Сделать за ребенка или помочь ему?" (тренинг).
5. Воспитание воли или безволия?
6. Счастливый ребенок - самостоятельный ребенок.
7. Самообучение, что это?
8. Самовоспитание и взаимовоспитание в Монтессори-группе.
Консультации и тренинги можно проводить в помещении, оборудованном под Мон-тессори-группу. Там родители могут наблюдать занятия своих детей. В ряде тренингов принимают участие врач и психолог.
В традиционных группах всегда вывешивались "Режим дня" и меню, а также листок с названием "Чем мы занимаемся на занятиях". Это прекрасная форма "наглядной агитации" и отчетности детского сада перед родителями. Но если первые два листка можно оставить, то третий придется заменить, ведь МЫ у нас уже заменено на Я. Индивидуализм пришел на смену коллективизму вместе с Монтессори-материалами, которые КАЖДЫЙ РЕБЕНОК выбирает по своему желанию. Поэтому воспитатель с помощью условных обозначений отмечает, чем занимался каждый ребенок.
Мы это сделали так. Нарезали флажки с условными обозначениями материалов размером с почтовую марку. Эти флажки прикрепили к булавкам и ежедневно втыкаем их в поролоновые клубочки, прикрепленные над шкафчиками детей. Родители с помощью таблицы условных обозначений могут посмотреть, чем занимался их ребенок в этот день. В конце недели или месяца можно подвести итоги, увидеть, на что направлены силы малыша, при необходимости переключить его внимание на другую деятельность.
Считаем необходимым познакомить родителей и с теми, кто работает с их детьми. В нашей группе есть и такая информация: "Сегодня в группе работает воспитатель Ф.И.О. У нее высшее педагогическое образование, она имеет ... стаж работы с детьми. У В.М. особое отношение к детям, она умеет... Вы можете получить консультации у В.М. по таким-то вопросам. Вы можете позвонить ей домой по тел...."
Также мы даем информацию о тех, кто проводит музыкальные занятия,
кружки, занимается логопедической работой.
H.Люблина