Вряд ли кто сейчас сомневается в том, что беды нашего образования и сложности его обновления связаны не столько с материальными аспектами, сколько с бездуховностью и авторитаризмом, которые насаждались десятилетиями и столетиями.
Многие из нас поняли, что модернизировать образование невозможно только введением новых учебных предметов, насыщением учебных программ и учебников дополнительными знаниями, оснащением школ компьютерами, обеспечением их Интернетом и увеличением сроков обучения.
Плоды нынешней цивилизации, как бы они ни удивляли нас, не являются гарантом одухотворения школы и образовательного мира в целом. Конечно, все это не будет излишним. Но одухотворение школы возможно лишь духом.
Все реформы образования, которые только предпринимались государствами в разное время, редко доводились до конца и завершались успехами. Это происходило потому, что затрагивались только внешние стороны, не касаясь основы. А основой всякого качества понятия “школа” является ее творец - учитель. Учитель реформирует школу, он же, к сожалению, и деформирует ее.
Педагогическое мышление сейчас сковано материалистической трехмерностью, отсюда и авторитарная педагогическая практика, которая так губит образовательный мир. Сказано: “Трехмерность есть окова демона”. Освободить наше сознание от этих оков, расширить его принятием четвертого, самого возвышенного, чудесного измерения, которое называется духовностью, которое называется верою в Творца и которое есть задача эпохи, в которую мы вступаем и которую строим сами. Это - эпоха Сердца и духовности.
Духовность не абстрактна, а гуманная педагогика - не фантазия. Вся педагогическая классика от Квинтилиана до Сухомлинского и стала классикой, что она опирается на измерение Вечности - Духовности, через которую осознается материальный мир.
И в каких бы прошлых столетиях и тысячелетиях не создавалось то или иное классическое педагогическое учение, оно несет новую педагогику, новое педагогическое мышление, раскрывает путь расширения нашего педагогического сознания.
Сейчас нам нужен космический взгляд на ребенка, на его личностное предназначение. Нам нужен космический взгляд на предназначение учителя.
Истинный учитель - это соработник Творца; истинный учитель - творец земной и космической эволюции. Принятие этих постулатов расширит наше педагогическое сознание, которое будет источником педагогического творчества. Именно в этих постулатах кроется суть духовности.
Наш оптимизм и устремленность питают творческий, вдохновенный труд многих тысяч учителей, которые становятся душою и убежищем для многих молодых людей.
И если мы умножим ряды таких учителей, то это будет бесценным вкладом в обновление образования в столь тяжелое, но героическое время.
Нам нужно по крупицам собирать плоды всех наших творческих мук и стараний, чтобы в дальнейшем приумножить и распространить их в образовательных пространствах, творцом которых будет являться каждый из нас.
Осмелюсь предложить вам принципы для нашей трехдневной творческой жизни в этом прекрасном Храме педагогической культуры - Московском Доме учителя.
Первый принцип: утверждающий богат, отрицающий беден.
Давайте отойдем от критики мыслей и опыта друг друга, которая сеет лишь раздражение и сужает поле восприятия и познания. Критика никогда не служила созиданию, а разрушению.
Второй принцип: венцом человечества является сотрудничество.
Давайте продемонстрируем это высочайшее качество в дни педагогических чтений, и пусть оно станет доброй основой для нашей дружбы и общения в будущем.
Третий принцип: сердце умнее.
Гуманную педагогику и суть ее духовности можно постичь не только умом, но в первую очередь сердцем. Потому давайте приложим все наши усилия для духовного постижения подтекста всего того, что будет сказано, показано, преподнесено каждым из вас. Давайте искать вечную мудрость, которая направляет нас, а не только внешние ее проявления.
Из вступительной речи
академика РАО
Ш.Амонашвили
Источник:
Газета "Содружество", № 5, 2002 г.