Главное, чтобы рассол был хороший

«Действительно гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя» — плакат с этими словами висел в дни семинара в актовом зале Юмераской школы.

В России есть несколько школ, реализующих на практике учение Шалвы Амонашвили, — в Москве, Петербурге, Нижневартовске... Есть такая школа и в Таллине — Юмераская основная.

Так что же это такое — гуманная педагогика? Как добиться, чтобы дети «созидали сами себя»? Дабы понять cуть, говорит Шалва Александрович, надо ответить на семь вопросов.

Когда начинать воспитывать?

Начинать надо тогда, когда дитя еще находится в утробе у матери. Огромное значение имеют внешние звуковые раздражители. Уже доказано: если в доме беременной женщины регулярно звучит красивая музыка, скажем, Чайковского, то позже подросший ребенок к музыке этого композитора и тянется. Если же в доме постоянно ругань, скандалы, какофония вместо гармонии, ребенок вырастет нервным, раздражительным... Это явление сейчас активно изучают педагоги, психологи, физиологи.

Мы с женой, поделился личным опытом Шалва Александрович, когда ждали ребенка, твердо решили: все, теперь никаких скандалов! Тем самым и будущему сыну комфортное существование обеспечили, и наша любовь друг к другу стала крепче, чем была. А если вы не способны на это, считает академик, то тогда ребенка лучше и не приглашать.

Он так и говорит — приглашать ребенка, а не рожать. И тут в самый раз перейти ко второму вопросу.

Кто он — ребенок?

Казалось бы, странный вопрос. Как кто? Мой сын, моя дочь. А вот и нет. На самом деле ребенок — гость, которого родители, зачав, пригласили в свой дом. Они дали ему только тело, оболочку для души. Сама же душа оказалась в ней, пронзив времена и пространства. Так что родители и ребенок — равны. Мама и папа для него такие же новые люди, как и он для них. Более того, душа ребенка, возможно, даже богаче, чем у родителей. Пусть он физически пока не очень силен... Так что ребенок — это дорогой гость. Не будете же вы орать на гостя и чего-то требовать от него только на том основании, что вы в доме хозяин? Напротив, вы сделаете все, чтобы ему у вас было хорошо и уютно. Вот и в отношениях с детьми должно быть так же.

Каким должно быть окружение?

Меня, говорит Шалва Александрович, часто спрашивают: мол, совсем от рук ребенок отбился, как быть, подскажите методы. Парадокс гуманной педагогики в том и состоит, что нет в ней никаких особых методов. Воспитывает среда, атмосфера, царящая в доме. А атмосферу формируют взаимоотношения родителей, их отношение к соседям, к родственникам и чужим людям, книги, которые в доме читают, музыка... Если огурцы помещены в рассол, привел пример академик, вы же ничего не предпринимаете для того, чтобы они достигли нужной кондиции. Сами доходят. Главное, чтобы рассол был хороший...

Тут, признаться, у меня возникли сомнения. Все же дети — не огурцы. Это ж не с потолка взято — было у отца три сына: двое умных, а третий — дурак. Или — в семье не без урода... В самом деле, сколько в жизни случаев, когда братья-сестры растут в абсолютно одинаковой среде, а вырастают разными. Вплоть до крайних вариантов: один брат — золотой парень, второй — отпетый негодяй.

Но у академика есть объяснение и на сей счет. Дело в том, что каждый ребенок приходит в этот мир как носитель своей миссии. У каждого — своя судьба. Талант родителей в том и состоит, чтобы вовремя распознать миссию ребенка, его судьбу. Увы, очень часто жизненный путь молодого человека не совпадает с предназначенной ему миссией. Отсюда и разлад. И нередко — по вине родителей, которые силой навязывают ребенку судьбу, которая, как они думают, принесет ему счастье, а на самом деле все получается наоборот.

Не забываем ли учитывать три страсти ребенка?

Первая — страсть к развитию. Огромное значение в развитии имеют первые три года жизни: в это время накапливаются впечатления об услышанном и увиденном. Впечатления, вызванные красивым и добрым, впоследствии преломляются в соответствующее мировоззрение и поступки.

Вторая страсть — к взрослению. Всем детям хочется быстрее повзрослеть. Надо им помогать в этом. Как? Не подчеркивать постоянно свое превосходство над ними, а общаться как равные с равными.

Третья страсть — к свободе. «Глухота» между родителями и детьми часто оттого и возникает, что взрослые этой потребности ребенка не понимают и пытаются держать его на «коротком поводке».

Как помогать развиваться?

Каждый день предлагать ребенку преодолевать посильные трудности. Интеллектуальные, физические. Постепенно поднимая планку все выше и выше. Если теща владеет французским, пусть говорит с внуком только по-французски. Жена знает эстонский? Пусть общается с ребенком на этом языке. Отец — на родном. Или наоборот. Главное — с самого младенчества.

Как относиться к школе?

Обычная картина: ребенок возвращается из школы, и первый вопрос к нему — что получил? А как прошел день, что отрок узнал нового, с кем подружился или поссорился, что видел-слышал — это зачастую нас не интересует. Главное — какие у него оценки. Как будто они определяют судьбу! А ведь давно известно: миром правят не те, кто в детстве был дисциплинированным отличником.

Учителя следует любить и боготворить. Даже того, на кого ребенок дома обоснованно жалуется. К советской власти Ш.А.Амонашвили относится не очень хорошо, но именно В.И.Ленин, напомнил он, сказал, что учителя мы должны поднять на такую высоту... В общем, на достойную высоту. И обеспечить его духовно и материально. Сейчас, к сожалению, учитель находится на недопустимо низкой ступени социальной лестницы. Значит, тем более к нему надо относиться бережно.

От чего и как надо защищать ребенка?

От чего — в общем-то понятно. От хаоса окружающей жизни, от курения и наркотиков, от Интернета, точнее, от похабщины и дури, которых там так много. Как? Научая благородству. Через культуру. Не будет культуры — погибнет цивилизация... До какого возраста надо защищать ребенка? До 24 лет — вот когда, по мнению академика Амонашвили, заканчивается детство.

vvv

Один из слушателей упрекнул академика в том, что тот навязывает детям веру в Бога, имея в виду, что его программа предполагает и уроки, связанные с религией. Шалва Александрович мягко возразил: он никому ничего не навязывает. Ни по части религии, ни гуманную педагогику вообще. Тем более что в педагогике науки почти нет. Педагогика — это учения. Песталоцци, Каменского, Сухомлинского... Любое из них можно принимать, а можно идти своим путем. Представьте, сказал он, кавказскую гору. На нее можно смотреть с разных сторон — и каждый увидит свое. Но вершина-то все равно одна.

Рассказанное на этой лекции, адресованной в основном родителям, — лишь штрихи педагогики, предлагаемой Амонашвили. Учителя разных школ и студенты педуниверситета слышали и видели на других занятиях то, что полезно им. В частности, открытые уроки, которые давал академик. И дети были в восторге от этого гуманного учителя.

vvv

Однако одно дело — показательный урок на семинаре, и совсем другое — обычные будни. И мы поспешили в Юмераскую школу.

Директор Марина Андреевна Баранюк, а вместе с ней и весь коллектив, были очарованы Шалвой Александровичем и его учением еще в прошлом году, когда он проводил в Таллине предыдущий семинар. Решили работать по его системе. Тем более, что она очень хорошо дополняет тоже гуманную методику «Hea algus» («Доброе начало»), по которой занимаются начальные классы.

Что изменилось в педагогической практике после знакомства с учением Амонашвили? По словам завуча Ирины Леоновой, учителей начальных классов Альбины Михайловой и Натальи Федотовой, теперь они смотрят на каждого ученика другим взглядом. И уже не столько учат детей, как это принято в традиционной школе, сколько сотрудничают с ними. Как равные с равными.

Непосвященный, войдя во время урока в класс, может и не понять, что тут делает эта компания. В одном конце несколько детей обсуждают математическую задачу, другие — в противоположном конце — заняты русским языком. Тут же присутствуют родители...

Конечно, пока это только ростки новой жизни в школе. Но коллектив преисполнен оптимизма. Учителя говорят, что после знакомства с уроками Амонашвили у них словно второе дыхание открылось.

Однако есть и проза жизни. В первый класс этой осенью удалось набрать только 15 ребят. Причина не только в низкой рождаемости. Рассчитывали-то на 65 — два комплекта, но многие родители предпочитают отдавать детей в гимназию. А ведь и там, недоумевает Леонова, надо пройти начальное и основное звено. Она надеется, что теперь этот стереотип будет сломан — ведь их школа становится все более известной. Вот и студентки массово записываются на практику именно сюда.

А одна мама — из тех, кого можно застать на уроках — высказала надежду, что студентки будут не только учить, но и сами рожать детей. Сама она, имея уже двоих, всерьез думает о третьем. Будучи под впечатлением от того, что услышала от Шалвы Александровича Амонашвили.

Андрей БАБИН

Оригинал :
http://www.dd.ee/arhiiv/2002/20/16-1.htm

Используются технологии uCoz