Даруйте школьнику свободу!
По инициативе местного общества Рерихов в Киров приехал Шалва Амонашвили - педагог-новатор, стоящий на позициях педагогики сотрудничества, создатель системы "Школы жизни". Последняя рекомендована Минобразом России для практического применения в экспериментальных школах. Таковых сегодня в Москве и СПб существует уже несколько.
В нашем городе Шалва Александрович с 15 по 19 февраля на базе 30-й школы проведет авторский семинар для всех сторонников его системы. В результате планируется создать, как это уже произошло в 140 городах России, общественную лабораторию Гуманной педагогики, где прогрессивные учителя смогут овладеть подходами "Школы жизни" и внедрять их на практике. Конечно, один в поле не воин, но когда на школу наберется "до семижды" таких педагогов, можно уже говорить о какой-то системе и ее результативности.
Кто же эти энтузиасты? Те, кто сыт по горло традиционной (авторитарной, императивной) педагогикой, кто готов работать в школе по зову сердца, кто ценит в ребенке задатки саморазвивающейся личности. Кто хочет сделать его свободным, счастливым и ответственным человеком, а не жалким приспособленцем (которого жизнь все равно достанет. Ведь недаром, как гласит статистика, у нас Кирове самый высокий по Европе уровень суицидальности среди мужчин и подростков).
Символ веры
Гуманная педагогика, как всякая наука, строится на допущениях: идее Бога, бессмертия души, высшего разума - и человека (ребенка), который создан по образу и подобию и стремится, как задумано Творцом, к совершенству. Если родители и учителя не видят этого и не поддерживают в ребенке лучшего, задатки заглохнут и возрастут "цветы зла". Гуманная педагогика - самая сложная из всех возможных, не только по методам осуществления и требований к личности учителя, но потому, что путь ребенка не будет устлан розами. Легкий (читай - адаптивный) путь предлагает как раз педагогика принуждения.
Иными словами, удел педагога служение, воспитанника же - преобразование жизни, а не следование ее устарелым нормам.
Гуманная педагогика не гарантирует человеку успеха в его привычном понимании. Шалва Александрович сознает, что его воспитанники - это нонконформисты, с обостренным нравственным императивом и собственным взглядом на вещи.
А вот пример одного из самых ярких и знаменитых учеников Амонашвили: Зураб Жвания, бывший премьер при Саакашвили, образец честного политика. Его называли одним из самых талантливых людей Грузии, сделавшим блистательную карьеру (пока загадочная смерть "от газа" не оборвала ее в прошлом году).
Родителю тоже стоит задуматься о своей роли. Надо понять: ребенок не собственность. Он, скорее, гость в твоем доме, которого ты сам и пригласил. На него возложены самые большие надежды, а потому должна быть применена и самая большая педагогика. "Не остается времени на воспитание" в таком контексте - всего лишь отговорка. Но надо понимать: гуманизм не синоним непрерывной ласки, ведущей к вседозволенности и бесконтрольности. Это, наоборот, педагогика дисциплины. А свою любовь к ребенку надо уметь нести, чтобы не навредить ему. Недаром на ежегодные педагогические чтения по системе Амонашвили приходит все больше родителей.
О реформе образования в России сейчас много говорят. По мнению Амонашвили, ее можно сравнить с тем, как наряжают елочку. Меняются учебники, планы, вводится ЕГЭ, а если взять главное - то есть суть общения учителя с учеником, - то ее нет. Появляются компьютерные классы, но ощущение авторитарности остается. Между тем вся реформа в образовании связана только с учителем, его личностью. Который, по большому счету, должен быть равен священнику.
....У нас на Вятке ближе всего к идеям педагога-новатора подошел центр дополнительного образования. А также отдельные наравнодушные учителя. Если же взять такую сумасшедшую идею как создание экспериментальной школы по его системе, то, в принципе, все возможно. Только при этом нужен единый педколлектив плюс полное "родительское благословение". При соблюдении всех формальностей министерство дозволит.
Мэри ЛАЗАРЕВА
Оригинал :
Информационно-аналитический еженедельник 'Вятский Наблюдатель' №7 февраль 2006 года.
http://www.nabludatel.ru