Школьная симфония любящих душ

Владимирская школа номер 26 недавно принимала гостей: сюда приехал один из выдающихся ученых современной педагогики, академик Российской академии образования, профессор Московского педагогического университета Шалва Амонашвили. Во Владимире он оказался по приглашению директора школы Татьяны Куц, его ученицы-аспирантки. И хотя расписание у Шалвы Александровича составлено на год вперед, он все-таки смог выделить время для общения с владимирскими коллегами.

Татьяна Евгеньевна - директор молодой (назначена в июне текущего года), однако в своем деле она не новичок. Ее педагогический стаж - двенадцать лет. Пять лет назад она стала победителем городского и областного конкурсов «Педагог года», а по итогам всероссийского конкурса попала в число пятнадцати лучших учителей страны. Вот тогда она впервые и встретилась с Шалвой Амонашвили, создателем метода гуманной педагогики и автором книг «Здравствуйте, дети!»,«Как живете, дети?», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике».

Профессор в нашем городе оказался впервые. На осмотр исторических достопримечательностей времени запланировано не было, но с одной из жемчужин города - Успенским собором он все же ознакомился. Остальное время Амонашвили провел в школе на открытых уроках чтения, литературы и труда, а потом долго общался с коллегами. Это был не «разбор полетов», а разговор друзей-единомышленников.

Надо сказать, что учителя 26-й школы давно знакомы с трудами профессора, не раз обсуждали их на своих семинарах и совещаниях. Разговор получился откровенным и живым. Профессор, конечно же, говорил о школе, но это были не постулаты, а доверительная беседа. Почему мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше? Почему мы даем уроки, но в них не видим никакого чуда? Мы дарим детям знания, а они не радуются? Мы призваны улучшать качество жизни, а жизнь все хуже и хуже, в ней вот-вот восторжествует бездуховность и безнравственность. Учитель - Герой Духа - призван помочь ребенку раскрыть в себе Божественный образ, а мы пичкаем его голыми знаниями и насаждаем педагогику серости и насилия…

Говорил профессор и о значении слов. Разобрав слово «учитель» по буквам, вывел, что оно означает «душевный носитель света» А слово «школа» этимологически восходит к латинскому понятию «skala» - «лестница, ведущая наверх».

Педколлектив школы горит желанием начать новые преобразования. Учителя просили профессора Амонашвили помочь им побывать в одной из московских школ, где преподаватели работают по методу гуманной педагогики, и перенять их опыт.

Что же такое гуманная педагогика? Если очень коротко, то это понимание и благожелательное принятие каждым учителем трех страстей ребенка: страсти к взрослению, страсти к свободе, страсти к развитию.

Цель гуманной педагогики - принимать каждого ребенка как мессию на земле. И каждый шаг к этой цели представляет собой нелегкий труд, требующий терпения, изобретательности и великой любви к своему делу.

В настоящее время по методу Амонашвили работают десятки школ и классов: в Санкт-Петербурге, Москве, Сургуте, Тюмени, Иркутске, Кемерове. В Москве опробование метода гуманной педагогики впервые начали три года назад в школе выравнивания. Сюда отправляли «слабых» учеников из разных школ столицы. Результаты потрясли видавших виды педагогов: уже через год «экспериментальные» школьники догнали своих сверстников по уровню развития. В настоящее время школа аттестована как обычная средняя. Здесь нет отстающих.

Записаться в школу столько желающих, что пришлось открыть по пять параллельных классов. По словам профессора Амонашвили, просто изменилось отношение к детям - и они поверили в себя.

Гуманную педагогику поддерживают и некоторые структуры высших эшелонов власти. Например, министерство образования РФ. Идет обсуждение нового метода и в Государственной думе.

Шалва Александрович не скрывает, что при внедрении его метода будут трудности, но не надо бояться их. Надо доверять ребенку и себе. Наградой станет ни с чем не сравнимая симфония душ учителя и детей, ведь гуманная педагогика Света основывается на Вере, иначе - на допущениях, которые не имеют обычных доказательств и принимаются сердцем. Вера - это предчувствие знания и мудрость сердца…

Светлана МАЛМЫГИНА

Оригинал :
Независимое обозрение
http://www.nob.ru/article.phtml?PHPSESSID=8f8d853705ee91e7a6c0d76fe9d5ba3a&id=3050

Используются технологии uCoz