"ГДЕ УЧИТЕЛЬ, ТАМ И ШКОЛА"

Его имя ставят наряду с именами великих педагогов: Сухомлинским, Каменским, Макаренко. Его труды печатаются и изучаются не только в Грузии и России, но и в других странах мира. Амонашвили назвал свою педагогику гуманной, нравственной, т. е. ориентированной прежде всего на развитие души и личности ребенка, а не только на развитие его интеллекта.

По его мнению, взрослые не должны пичкать ребенка готовыми знаниями, отбивая у него тем самым всякую охоту к познанию (вот где парадокс-то!), а должны учить его жить по высшим законам бытия. Ибо, считает Амонашвили, учитель — это художник жизни, а урок — свет, который он несет детям. Чтобы судьба каждого состоялась.

Миасским педагогам невероятно повезло. Именно в нашем городе благодаря общественному движению «За культуру» прошел семинар Шалвы Александровича Амонашвили. Семинар, о котором так долго мечтали — договоренность о нем со светилом педагогики была заключена еще четыре года назад. Но у Амонашвили были другие города, другие встречи. Очередь до миасцев дошла только сейчас.

И только пять дней (но каких!) творил на сцене Дома культуры «Юность» Шалва Александрович. Не просто читал лекции — вел уроки (прилежными учениками были студенты Миасского педколледжа, сидевшие все пять дней перед своим учителем на сцене за настоящими школьными партами), давал домашние задания, проверял их. В короткие перемены, пока ученики отдыхали, педагог стоял у доски и готовился к новым урокам.

Словом, было все, как в настоящей школе. Ведь школа там, где есть Учитель, — считает Амонашвили. И потому она может быть где угодно: хоть в лесу, хоть на улице, хоть в концертном зале. Отличалась эта школа только тем, что на первом месте по значимости в ней стояли не пресловутые знания, умения, навыки, а движения души ребенка, уровень его нравственности, степень его интереса к процессу познания. В этой школе ребенок не может дать неправильный ответ — только немного другой. В этой школе не важны оценки (представьте!). В ней любят ребенка всяким, какой он есть. Любят его родителей, дедушек и бабушек. Учитель для ребенка в этой школе прежде всего друг и духовный наставник.

Проучившись в школе гуманной педагогики всего пять дней, одна учительница призналась, что, считая себя неплохим педагогом, она вдруг со всей очевидностью поняла, что много лет учила детей не тому и не так...

Подарки Амонашвили

Шалва Александрович строит свои уроки по принципу дарения (благодарения). «Я творю процесс познания и приглашаю ребенка к этому творчеству. Я дарю ему свои знания, свой опыт, свою мудрость. А он, в свою очередь, дарит мне свое творчество, свои задачи, контрольные, сочинения. Ребенок не боится принести мне тетрадь со своей работой, не боится оценки, напротив, он горд и счастлив, потому что несет подарок и знает — учитель поблагодарит его за это».

И на семинаре Учитель был щедр на подарки. Он подарил слушателям (а также читателям «МР» — см. рукописный текст) свои аксиомы, ключи к учительскому счастью. Вот они.

Ты — учитель, носитель света, добра, высшей любви, художник жизни. Ты служишь сотворцом, соработником у Бога. Помни, что радость воспитывается радостью, благородство — благородством, любовь — любовью, личность — личностью.

Ребенок есть явление в твоей жизни. Он родился потому, что он должен был родиться. Ребенок — носитель истины, смысла жизни. Ты тоже смысл жизни, тоже явление. Люди, которые тебя окружают — тоже явление. Каждый несет свою миссию. То, с чем ты родился, есть подарок Бога. То, с чем ты умрешь — твой подарок Богу.

Ребенок — великая сила природы. Он устремлен к развитию и взрослению. Ребенок — явление, миссия, энергия.

Законы твоей педагогической жизни: любить ребенка преданно, искренне, без оглядки, таким, какой он есть. Понимать и принимать личность ребенка такой, какая она есть. Ты — убежище и надежда, ты — укрытие для его беззащитной души. Восполнись оптимизмом и верой по отношению к любому ребенку. Твой оптимизм — великая сила.

Доброта и щедрость учительской души, искренность — самое действенное в воспитании ребенка. Будь прост и искренен.

Принципы учителя: очеловечивать среду вокруг ребенка. Я работаю волшебником. Утверждать личность в ребенке. Единственную, неповторимую. Восполнится творящим терпением. Учитель все терпит, но творит и созидает.

Мудрости учителя: утверждающий богат, отрицающий беден. Любовь есть высшая правда. Радость — особая мудрость. Не самому знанию надо учить, а счастью знания, слиянию с высшим. Не самой красоте, а счастью красоты. Не самой любви, а счастью любви. Самое лучшее знание — в твоем сердце.

Учитель — ученик своих учеников. Он половинка каждого из них. Знает их так, как знают беспредельность. Растит их, как яблоко растит семя. Откуда эта педагогика? Учитель черпает ее из звездного неба. Где же оно, это небо? В нем самом...

Беседа с Учителем

В конце семинара мне удалось задать Шалве Александровичу несколько вопросов. Допущу некоторую вольность: дополню беседу и теми вопросами-ответами, которые прозвучали в ходе семинара.

— Шалва Александрович, в вашем понимании учитель — это особенный человек, почти святой. А действительность такова, что в каждой школе большинство учителей — люди обычные. В лучшем случае это добросовестные функционеры, в худшем — равнодушные, жесткие, даже жестокие. Эту ситуацию ведь не переломить...

— Учителя бывают разные: люди случайные, люди, которым вообще не место в школе. Но они не уйдут — у них дипломы. Есть талантливые, думающие. Если учитель не хочет меняться к лучшему, не хочет думать о душе ребенка, его судьбе — конечно, здесь никакая гуманная педагогика ничего не сделает. Быть жестоким, авторитарным — или добрым, любящим — все зависит от воли учителя. Это не карается законом, это карается совестью.

— И все-таки очевидно, что вы оптимист, верите в свое дело, иначе бы сюда не приехали.

— Российский менталитет духовности в образовании многократно выше, чем в любой другой стране — возьмите, какую хотите. У России — огромный потенциал. А духовность только учитель может зародить и развить. Я со своими маленькими усилиями, вы со своими маленькими усилиями должны помочь этому процессу. А если нас будет все больше и больше, то в России обязательно будет возрождение духовности. В Миассе, кстати, очень много хороших учителей, я это почувствовал. Со многими поговорил.

— С древности в мире было много великих Учителей. И они были устремлены к лучшему, высокому. И звали туда же других. Народ же в общей массе своей где был, там и остался.

— Вот смотрите: линия восхождения великих учителей — как арка, как радуга на звездном небе. А вот линия восхождения народа. Они пересекутся. Ведь великие учителя, их мысли — это магнит, они тянут ввысь других учителей, они тянут вас. Вы тоже хотите стать лучше, стремитесь туда. Вы не станете хорошим — станет кто-то после вас. А станете вы — значит, тем быстрее произойдет это возрождение.

— Россия — это страна, потерявшая нравственные ориентиры в воспитании. Все-таки у советской эпохи были свои плюсы, свои идеалы. Сейчас все разрушено. На чем учителю основываться, воспитывая ребенка, кого ставить в пример?

— Если вы не отрицаете Божественного начала, то на древние ценности, святые писания, великих Учителей: Иисуса, Магомета, Будду. Что вам ближе, что понятнее, дороже, о том и говорите с ребенком. Я, например, читал коран когда его у нас переиздавали. Мусульманство — очень мудрая, миролюбивая религия, только ее сейчас неправильно используют. Мне близки труды Рерихов, Агни-йога. Учитель, если сам нравственен, найдет слова, нотки, созвучные с душой ребенка.

— Ваш приезд вселяет надежду на то, что что-то в нашем городе изменится к лучшему: в городе появится лаборатория гуманной педагогики, наши учителя будут поддерживать с вами связь. А вас не смущает, что Миасс — город маленький, провинциальный?

— Для меня не существует территориального понятия провинции. Есть провинция духовная, когда люди не хотят понимать других, меняться к лучшему. Сейчас в Москве, например, очень много учителей, думающих, что они все знают, все умеют, этаких снобов. Так вот, для меня Москва как раз — это большая провинция. А Миасс, повторюсь, богат хорошими учителями. Мои семена падают на благодатную почву. Да и руководство у вас хорошее. Задача сейчас: достойно представлять лучших учителей общественности. Чтобы о них знали, на них равнялись, у них учились. Это поможет скорее возродить духовное начало.

Спасибо за то, что вы есть

«Спасибо за то, что подарили нам свою мудрость. Внимали вам с большим благоговением и трепетом».

«Я благодарна Богу за то, что встретилась с вами. Ваш незримый образ всегда будет присутствовать на моих уроках».

«Такого рода общение облагораживает душу, дает силы для того, чтобы вести достойное существование».

«Вы обогатили наши сердца, вдохновили нас, многому научили».

Это лишь несколько отзывов от слушателей семинара, адресованных Шалве Александровичу Амонашвили. Их было во много раз больше.

А. Пшеничникова, учитель математики школы № 29: «Очень давно я прочитала книгу Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике». Мечтала об этой встрече. И вот наконец я здесь, в этом зале. Впечатления просто переполняют меня!»

Н. Климович, педагог детской школы искусств № 2: «Амонашвили напомнил нам о том, что давать знания детям без нравственной основы все равно, что давать меч в руки сумасшедшему. Иногда идешь по улице, смотришь в глаза молодому человеку — и становится страшно! В них — пустота. Не биороботов ли мы воспитываем?

Я всю жизнь мечтала о духовном наставнике. И вот сейчас нашла его в лице этого великого и мудрого педагога. Это подарок судьбы. И горько оттого, что эта встреча не состоялась раньше».

Семинар — что скорый поезд. Вот уже пролетают мимо последние вагоны. Суета прощальных минут, улыбки, рукопожатия, фото, автографы на память. Плачет милая студентка педколледжа. Да не она одна. У многих ощущение грусти, расставания с лучшим другом. А ведь всего-то пять дней! Но каких...

Все остается нам в наследство. Его мудрость, его книги, его заповеди, его живая поэтическая речь. Это все так необходимо нам сегодня, в наш технократичный, все ускоряющийся век. И педагогам, и родителям. Во имя того, чтобы судьба каждого маленького человека на этой Земле состоялась.

Оригинал :
"Миасский рабочий" - независимая общегородская газета (www.miass.ru)
http://www.miass.ru/news/mr/index.php?id=116&text=1224

Используются технологии uCoz