Гуманная Педагогика
Найти: на

Счетчик посещений Counter.CO.KZ


ОТКРЫТЫЙ УРОК

Уроки духовной жизни по Ш.А. Амонашвили "Сердцеведение"

Цели.

Облагораживание души и сердца Ребёнка.
Развитие и становление познавательных сил Ребёнка.
Обеспечение творческого присвоения Ребёнком расширенного и углубленного объёма знаний и умений с определёнными характеристиками.

Содержание.

ЧТО ЕСТЬ СЕРДЦЕ.
КАК ОБЛАГОРОДИТЬ СЕРДЦЕ.
ЗАГЛЯНИ В СВОЁ СЕРДЦЕ.

Оборудование: пословицы, поговорки, индивидуальные листы с дифференцированными заданиями, аудиозапись рассказа В. Емельяновой “Мамины руки”, предметные картинки.

Ход урока

Учитель. Ребята, закройте глаза и послушайте меня. Сегодня у вас будет необычный урок. Я впервые провожу его. Я долго готовилась к нему, сильно волнуюсь. Мне трудно будет провести его без вашей помощи. Помогите мне, скажите себе сами в сердце: “Учитель, мы поможем тебе!”

Откройте глаза. Садитесь. Урок называется – СЕРДЦЕВЕДЕНИЕ. И говорить на нём мы будем о сердцах, о наших сердцах.

В древние времена мудрых людей называли МУДРЕЦАМИ, а их мысли записывали на бумаге и называли МУДРОСТЬЮ.

На доске напечатана великая мудрость, но некоторые слова в ней исчезли.

“ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ДОБРОГО СОКРОВИЩА СЕРДЦА СВОЕГО ВЫНОСИТ …, А ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ЗЛОГО СОКРОВИЩА СЕРДЦА СВОЕГО ВЫНОСИТ …”.

Помогите “мои мудрецы” (читающие дети) прочитать нам эту мудрость, а мы попробуем догадаться, какие слова исчезли.

(Дети шепчут учителю на ухо свои догадки.)

А теперь прочитаем вместе великую мудрость. (Учитель читает напечатанные слова на доске, а дети произносят отгадки: 1 - доброе, 2 - злое.)

А как вы догадались?

(Высказывания детей.)

Вывод учителя.

А ещё у меня для вас есть поговорки. Но в каждой из них потеряно слово. Мы найдём их и прочитаем поговорки. А найти слова помогут следующие задания:

1 ряд. На полосках все буквы алфавита и среди них – слово. Найдите его. (СЕРДЦЕ)

2 ряд. На полосках бумаги те же буквы. Мальчикам – зачеркнуть все согласные, а девочкам – все гласные.

3 ряд. Игра “Эстафета”. (Дети называют первый звук предмета, изображённого на предметной картинке, а водящий находит эту букву и ставит на магнитную доску.) Получилось слово – СЕРДЦЕ.

Давайте вместе произнесём получившиеся слова.

Дети. СЕРДЦЕ.

Учитель. Значит, потерялось слово – СЕРДЦЕ. Давайте дружно прочитаем поговорки и объясним их:

НЕ МУДРЁН ПРИВЕТ, А СЕРДЦЕ ПОКОРЯЕТ.
ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ СЕРДЦЕ.
ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ.

Учитель закрывает поговорки.

Учитель. Дети повторите понравившиеся поговорки.

Вывод учителя. Дети, давайте нарисуем своё сердце. (Несколько учеников рисуют на классной доске, а остальные – на индивидуальных листах.)

Учитель. Можно мне тоже нарисовать своё сердце? (Рисует на доске большое улыбающееся сердце). Посмотрите, какая красота на нашей доске. Я вижу и чувствую так много доброты, любви, взаимопонимания. А как вы думаете, ребята, что могло бы произойти, если бы в нашем городе люди забыли о сердце?

Ответы детей.

Вывод учителя.

Учитель. Я предлагаю вам поиграть. Игра “Будь внимателен”. На доске 2 сердца: найдите 5 отличий.

А какое сердце вам больше нравится? Вы хотели бы иметь такое же сердце?

Ответы детей.

Вывод учителя: в здоровом сердце – здоровый дух и здоровое сердце.

Физкультминутка.

Утром дети просыпались
И водичкой умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям: “Физкультпривет!”

Учитель. А сейчас мы проведём интересную работу. Мы составим первый в мире словарь из словосочетаний, где звучит слово – сердце. И помогут нам в этом дети, получившие домашнее задания. Они расскажут нам стихи, а мы выберем нужные словосочетания.

Пусть каждое словечко
Несёт мою любовь,
Согреется сердечко
От этих добрых слов.

Звучит аудиозапись рассказа В. Емельяновой “Мамины руки”.

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Люблю её за всё я:
За сердце золотое,
За ласку и любовь!

Дети кладут в “сердечный” словарь бумажные полоски с предполагаемыми словосочетаниями, произнося их вслух. (В словаре: “доброе сердце”, “золотое сердце”, “сердце - вещун”, “благородное сердце”, “каменное сердце”, “холодное сердце”, “мягкое сердце”, “отходчивое сердце”, “горячее сердце”, “тёплое сердце” и др.)

Вывод учителя. Это только малая часть нашего словарика, но я надеюсь, что мы продолжим эту работу, и мир получит прекрасный “сердечный” словарь.

Ребята, но ведь все люди разные и сердца у них тоже разные: есть и злые, и добрые, и жестокие, и благородные. И чтобы сердца в нашей груди бились так, чтобы от каждого биения исходила только теплота, нужно научиться облагораживать своё сердце, т.е. зажечь его. А что может зажечь наше сердце?

Ответы детей. Любовь. Доброта. Взаимопонимание. Честность. Хорошие поступки. Прощение.

Вывод учителя. Самым главным чувством сердца является любовь. Без любви сердце тухнет, гаснет, а любовь порождает улыбку. Улыбнитесь мне и друг другу от всего сердца.

Давайте послушаем наши сердца, заглянем в них. Сердце – главный орган, оно постоянно работает, даже когда мы спим, оно работает. И ему будет легче работать, если в нём не будет недостатков. Посмотрите на доску: вокруг большого сердца полоски со словами. Давайте прочитаем, что на них написано, и оставим в наших сердцах только те, которые сделают их благороднее. (Дети читают слова в цветных полосках и оставляют только хорошие качества, а плохие убирают с доски.)

НЕНАВИСТЬ ЛЮБОВЬ РАДОСТЬ ДОБРО ЗАВИСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ ТЕПЛОТА ЗЛОБА

Учитель. От недостатков: от зла, грубости и других - мы навсегда избавимся: свернём эти полоски и сожжём их. (Дети сворачивают полоски и кладут на поднос, учитель их сжигает.)

Вывод учителя. Чувствуете, какой неприятный запах исходит от горения наших полосок с недостатками. Это – грязь, от которой мы избавились навсегда.

Итог урока. Встаньте, дети. Закройте глаза. Мы сегодня очистили сердца от недостатков. Они стали у нас более совершенными. Скажите себе: “Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду посылать улыбки всем, буду любить всех и творить дела от сердца”.

Пошлите мысленно свою любовь и улыбки от сердца своим родным и знакомым.

Откройте глаза.

Мои дорогие ученики! Спасибо вам, что помогли мне провести этот урок. На нём я была вашей ученицей, как и вы были моими учениками. Вы многому научили меня. И мне хочется, чтобы вы обязательно рассказали близким о нашем первом уроке жизни. На ваших лицах я вижу улыбки, кто-нибудь спросит: “Почему ты так светишься?”. Ответьте: “Я облагородил своё сердце”.

Дыфорт Анна Владимировна, учитель начальных классов

 
Источник:
http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=311915
версия для печати

Если Вы нашли опечатки или хотите сообщить полезную информацию по данной теме, Вы можете добавить комментарий или отправить письмо

Используются технологии uCoz