Икона "Преображение Господне"
Найти: на

Последнее обновление страницы: 30.08.06.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ


.: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОМЫСЛА СТРАСТИ :.

Страсти, подобно добродетелямъ, также связаны  между  собою,  какъ "звенья одной цепи" (Исаакъ Нитрiйскiй) и одна порождаетъ другую. Ихъ насчитывается  восемь:   въ   генетической   последовательности   это чревоугодiе, блудъ, сребролюбiе, гневъ,  печаль,  унынiе,  тщеславiе, гордость. Въ патристической аскетике главное вниманiе обращается не на внешнее проявленiе греха, не  на  его  отдельные  случаи,  а  на  ихъ причину, т. е. укоренившiеся въ душъ пороки и  страсти,  или  болезнь души и скрьтое внутреннее состоянiе греха. Проф. Заринъ  предлагаетъ намъ въ современныхъ  терминахъ  и  понятiяхъ  ученiе  св.  отцовъ  о психологiи страсти и  борьбе  съ  нею.  Передадимъ  это  въ  краткихъ словахъ.

1. Помыселъ      исходный   моментъ   возникновенiя    страсти, сосредоточенiе, существенный центральний злементъ этого  психическаго состоянiя. Сущность борьбы подвижника сводится къ борьбе съ помыслами. Св. Отцы-аскеты насчитываютъ до 7-ти стадiй развитiя  или  наростанiя страсти. Первый толчекъ кь началу психическаго явленiя, которое можетъ окончиться страстью, называется "прираженiе", или "прилогь". Это есть представленiе какого-нибудь предмета, или действiя,  соответствующаго одной изъ порочныхъ наклонностей человека. Этотъ прилогъ подъ действiемь внешнихъ впечатленiй, или  связи  съ психической работой памяти, или воображенiя  по  законамъ  ассоцiацiи всходитъ въ сферу сознанiя человека. Этотъ первый моментъ происходитъ помимо воли человека, вопреки  его  желанiю,  безъ  его  участiя,  по законамъ психической ихъ неизбежности "самопроизвольно"  и  считается позтому "невиннымь", или безстрастнымъ и не вменяется въ грехъ,  если не вызывается "блужданiемъ" мысли, и если не допущенъ  сознательно  и добровольно, и если человекъ  не  относится  къ  нему  безпечно.  Это пробный камень для испытанiя  нашей  воли,  куда  она  склонится,  въ сторону добродетели, или порока. Въ зтомъ выборе и проявляется свобода человеческой воли.

2.  На  "прилогъ"  откликается  ЧУВСТВО,  которое   отвечаетъ   на вторгнувшееся въ сознанiе впечатленiе или  представленiе:  "любовiю", или "ненавистью", (сочувствiемъ, или несочувствiемъ). Это самый важный моментъ, отъ котораго зависитъ судьба помысла:  остаться,  или  уйти. Только появленiе помысла въ сознанiи не зависитъ отъ  воли  человека.

Если же онъ не отвергнуть и позтому задерживается,  то  это  признакъ того, что въ природе даннаго человека онъ находитъ сродную почву, что уже выражается въ  СОЧУВСТВIИ  человека  къ  помыслу.  Сочувствiе  же привлекаетъ ВНИМАНIЕ, и  помыслъ  растетъ  и  раскрывается  въ  целую мечтательную картину, заполняетъ всю  сферу  сознанiя,  вытесняя  все другiя впечатленiя и мысли. Вниманiе потому медлитъ на  помысле,  что человекъ испытываетъ чувство УДОВОЛЬСТВIЯ.  Этоть  охарактеризованный нами 2-ой моменть называется СОДРУЖЕНIЕ или СОЧЕТАНIЕ. Ефремъ  Сиринъ такъ определяетъ его: "Свободное принятiе помысла и какъ  бы  занятiе имъ и  соединенное  съ  удовольствiемъ  собеседованiе  съ  нимъ".  На современномъ психологическомъ языке это означаетъ, что  2-ой  моментъ развитiя помысла заключается въ следующемъ: вниманiе  останавливается исключительно на возникшемъ впечатленiи или представленiи, которое  и служитъ  толчкомъ  или  поводомъ   къ   развитiю   целой   ассоцiацiи представленiй,  доставляющихъ  человеку  чувство   удовольствiя   отъ предвкушенiя наслажденiя предметомъ  впечатльнiя  или  представленiя.

Чтобы порвать нитъ этой ассоцiацiи и освободитъ отъ  нея  сознанiе  и прекратитъ  чувство  наслажденiя,  необходимо   ОТВЛЕЧЕНIЕ   вниманiя напряженiемь  воли,  --  активная  и   твердая   решимость   человека оттолкнуться отъ картины греха и более на ней не останавливаться и къ ней не возвращаться.

3. Въ противномъ случае, при  отсутствiи  волевого  оттолкновенiя, наступаетъ 3-iй моментъ, когда уже сама воля увлекается все  более  и более  помысломъ,  СКЛОНЯЕТСЯ  къ  нему,  въ  результате   образуется решимость на самомь деле осуществить то, о чемъ говорить помысель,  и удовольствiе  чего  онъ  уже  съ  наслажденiемъ  предвкушаетъ.  Тогда равновесiе духовной  жизни  уже  окончательно  нарушается,  вся  душа всецело отдается помыслу и СТРЕМИТСЯ провести его въ  исполненiе,  съ целью пережить наслажденiе еще более  интенсивное.  Такимъ  образомъ, 3-iй моментъ  характеризуется  СКЛОНЕНIЕМ  ВОЛИ  къ  обьекту  помысла СОГЛАСIЕМЪ и РЕШИМОСТЬЮ отъ прiятныхь мечтанiй перейти къ деятельности съ намьренiемъ осуществить ихъ. Следовательно, въ  3-мъ  моменте  вся воля  отдается  помыслу,   поступаетъ   въ   его   распоряженiе   для осуществленiя развившихся изъ его  мечтанiй  плановъ.  Этотъ  моментъ называется СОСЛОЖЕНIЕМЪ, СОИЗВОЛЕНIЕМЪ и есть ИЗЪЯВЛЕНIЕ СОГЛАСIЯ  на страсть, внушенную помисломъ (Ефремъ Сиринъ)  или  СОГЛАСIЕ  ДУШИ  съ представившимся  помысломъ,  соединенное  съ   услажденiемъ   (Iоаннъ Лествичникъ). Это состоянiе уже "приближается къ делу и  уподобляется ему"  (Ефремъ  Сиринъ).  Назревается  волевая  РЕШИМОСТЬ   достигнуть осуществленiя обьекта страстнаго помысла, всеми средствами, которыя въ распоряженiи человека. Въ  принципе  удовлетворенiе  страсти  решено. Грехь  въ  намеренiи  уже  совершенъ.  Остается  только   фактическое удовлетворенiе возникшаго и созревшаго страстнаго греховнаго желанiя.

4. Но иногда, передь темъ, какъ состоялось  окончательное  решенiе человека перейти къ этому последнему моменту, а иногда даже  и  после такого  решенiя,  человекъ  переживаетъ   БОРЬБУ   между   страстнымъ влеченiемь и противоположными наклонностями своей природы.

5. Впрочемъ последнiй психическiй моментъ неустойчиваго  колебанiя воли между противоположными влеченiями  имеетъ  место  только  тогда, когда въ душе еще не успелъ образоваться  "НАВЬIКЪ",  именно  "дурной навыкъ", къ помыслу, пока греховная склонность еще не проникла глубоко въ природу человека, не сделалась свойствомъ, постояннымъ  качествомъ его характера, привычной стихiей его настроенiй, когда  уже  человекъ постоянно думаетъ и мечтаетъ о предмете страстнаго позыва, пока еще не образовалась окончательно страсть.

6. Въ страсти же человекъ или совсемъ безъ борьбы, или почти  безъ борьбы, бурно,  стремительно,  охотно  отдается  делу  удовлетворенiя страсти.  Онъ   уже   утрачиваетъ   господствующую,   руководящую   и контролирующую власть волевой способности надъ отдельными  влеченiями и потребностями волевой  природы.  Уже  не  воля  господствуетъ  надъ страстнымъ влеченiемъ, а  это  последнее  надъ  волею,  насильственно увлекая за собою всю душу, заставляя всю ея мыслительную  и  активную энергiю сосредоточиться на предмете страсти. Это состоянiе называется ПЛЕНЕНIЕМЪ. Это моментъ  полнаго  развитiя  страсти,  состоянiе  души совершенно  окрепшее,  раскрывающее  всю  свою  энергiю  до  крайнихъ пределовъ (*С. Заринъ. Аскетизмъ. Т. I. Кн. 2, стр. 248--258.).

"Наилучшая  и  благонадежная  брань   происходитъ   тогда,   когда отсекается  помыслъ  (прилогъ)  въ  самомъ   начале   и   совершается непрестанная молитва.  Ибо,  сказали  Отцы,  кто  сопротивляется  въ ПЕРВОМЫСЛIИ,  т.  е.  прилогу,  тоть  пресечетъ  однимъ  ударомъ  всё последующее расположенiе его.  Благоразумный  подвижникъ  умерщвляетъ самую матерь злыхъ исчадiй, т. е. лукавый прилогъ (первыя  мысли).  А наипаче во время  молитвы  надлежитъ  поставить  умъ  свой  въ  такое состоянiе, чтобы онъ быль глухъ и  немъ  (Нилъ  Синайскiй),  и  иметь сердце упраздненнымъ отъ всякаго  помысла,  хотя  бы  онъ  и  казался добрымъ  (Исихiй  Iерусалимскiй).  Ибо  по  опыту  дознано,  что   за допущенiемъ безстрастныхъ помысловъ, т.  е.  за  разсеянностью  мысли следуютъ и страстные (худые), и  входъ  первыхъ  отверзаетъ  дверь  и вторымъ" (*Преп. Нилъ Сорскiй. Москва. 1869, стр, 19.).

Эту  внутреннюю  борьбу  образно  передаетъ  намъ   преп.   Исихiй Iерусалимскiй (V в.), ученикъ Григорiя Богослова.

 145.  Умъ  нашь  есть  нечто  легковидное  и  незлобивое,  легко отдающееся мечтамъ и неудержимо падкое на помыслы греховные, если  не имеетъ  въ  себе  такого  помысла,  который,  какъ  самодержецъ  надъ страстями, удерживалъ бы его непрестанно и обуздывалъ.

 168. Не  двинется  впередъ  корабль  безъ  воды:  не  преуспьетъ нисколько храненiе ума безъ трезвенiя со смиренiемъ и молитвою Iисус-Христовой.

 169. Основанiе дома камни, а сей  добродетели,  (храненiю  ума), и основанiе и кровля святое и поклоняемое имя Господа  нашего  Iисуса Христа.  Скоро  и  легко  потерпитъ  кораблекрушенiе  во  время  бури неразумный кормчiй, который корабельниковъ распуститъ, весла и парусъ броситъ въ море, а самъ ляжетъ спать: но еще скорее потоплена  будетъ бесами  душа,  которая  при  начинающихся  прилогахъ  вознерадитъ   о трезвенiи и о призыванiи имени Iисусь Христова.

 94. Трезвенiе и молитва  Iисусова  взаимно  входятъ  въ  составъ другъ друга, -- крайнее вниманiе въ составъ непрестанной  молитвы,  а молитва въ составъ крайняго въ уме трезвенiя и вниманiя.

 88. Отъ прилога -- множество помысловъ, а  отъ  этихъ  --  худое дело чувственное. Тотчасъ погашающiй со  Iисусомь  первое,  избегъ  и последующаго. И обогатится онъ сладостнымъ божественнымъ веденiемъ въ коемъ всюду присущимъ будетъ зренiе Бога, и  поставитъ  противъ  Него зеркало ума, освещается Имъ, подобно  чистому  стеклу,  поставленному противъ  чувственнаго  солнца.  Тогда,   наконецъ,   умъ   достигнувъ последняго предела своихъ желанiй, почiетъ отъ всякаго другого въ себе созерцанiя. (*Исихiй Iерус. Поученiя. Москва. 1890)

Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси

 

Прежде всякого грехопадения, бесы наводят на человека следующие страсти: мрачное забвение, гнев жестокий, т.е. бесчеловечную и зверскую злобу и неведение, как тьму беспросветную. Эти три страсти предшествуют всякому греху. Ибо не совершит человек ни одного греха прежде, чем он предварительно не расположится ко всякому злу или забвением или гневом или неведением. От них происходит душевное нечувствие, т.е. ум - душевное око, бывает темен и пленяется тогда всеми страстями. Прежде всего рождается маловерие. Maловериe же порождает самолюбие - начало и конец, корень и родоначальник всякого зла, оно есть бессмысленная любовь к своему телу, когда везде и во всех вещах избирает кто-либо себе одному только полезное. Искореняется же этот злой корень страстей любовию и милосердием и отречением от своеволия. Самолюбие порождает немилосердие и сребролюбие - несытую утробу, так же корень и причину всякому злу. От сих двух - самолюбия и сребролюбия, происходит во всяком месте всякое несчастие и жестокие злодеяние. Как в мирянах, так и в монахе сребролюбие порождает гордость, чрез которую бесы отпали от святой славы и свержены с неба. Гордость порождает славолюбие, которым прельстился Адам, захотев быть Богом и не был, и тем навел страдание и клятву на весь род человеческий. Славолюбие порождает сластолюбиe, чрез которое Адам пал и был изгнан из рая.

Сластолюбие порождает чревообъядение и различные блудные дела. Блуд порождает гнев, погашающий сердечную теплоту и пагубный для всякой добродетели. Гнев порождает памятозлобие - охлаждение духовной теплоты. Памятозлобие порождает мрачную и злобную хулу на своего брата. Хула порождает безвременную печаль, как ржавчина съедающая человека. Печаль порождает безумную наглость. Наглость - порождает тщеславие, выставляющее напоказ добродетели и чрез это оставляющее труды без награды. Тщеславие порождает невоздержное многоречие. Многоречие порождает празднословие, пленение. Уныние порождает мрачной сон. Если кто эти страсти победит, тому и прочие покорятся, - каковы: страхование, ужас, зависть, ненависть, лицемерие, лесть, ропот, нeвepиe, лихоимство, пристрастие, вещелюбие, малодушие, острожелчие, caмомнениe, любоначалие, человекоугодие, дерзость, смех, совершенное падение, невыразимый ров и погибель чрез отчаяние, в каком состоянии человек сам себя закалает, не ведая того человеколюбия Божия и милости, что пришел Он грешников спасти, и что нет на земле такого греха, которому не было бы прощения. Из семи следующих страстей - самолюбия, сребролюбия, гордости с тщеславием, злопамятности, осуждения, самомнения, - отчаяние - конец всем страстям. От сих страстей если кто не хранит себя и не отвержет их, тот погубит выше указанные следующие десять добродетелей: веру, любовь, пост, воздержание, бдение, молитву, смирение со смиренномудрием, безмолвие с молчаливостью, нестяжательность и рассуждение, и вместе повредит все остальные добродетели. Если кто имеет хоть одну из сих главных страстей, таковой нисколько не преуспеет, хотя бы и подвизался против прочих страстей, совершал какую-либо добродетель и хотя бы даже кровь свою пролил за Христа; и молитва такового неприятна Богу. Господь Бог да избавит нас Своею благодатию от всякой напасти и страстей во веки. Аминь.

Паисий Величковский "Крины сельные или цветы прекрасные"


Если Вы нашли опечатки или хотите сообщить полезную информацию по данной теме, Вы можете добавить комментарий или отправить письмо

Используются технологии uCoz