ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

(По докладу Ответственного секретаря РТО Лебедевой Е.С. на конференции, посвященной 90-летию Российского Теософического Общества)

 

За последние семьдесят лет факт существования Международного Теософского Общества, а также какие-либо сведения о Российском Теософском Обществе, его деятельности с 1908 года — года основания, до 1918 года — года насильственного закрытия Общества большевиками и его судьба в эмиграции оставались практически никому неизвестными в нашей стране.

С 1990-х годов в прессе стали появляться первые публикации о Елене Петровне Блаватской. Они не всегда несли объективную и точную информацию, но тем не менее период замалчивания был преодолен и в течение последующих восьми лет на нас обрушился целый шквал теософской литературы.

Первым широкодоступным и официально открытым событием, ознаменовавшим возрождение Теософии в России явилась, проведенная в мае 1990 года в Москве в Центральном Доме литераторов выставка, посвященная Елене Петровне Блаватской "Сфинкс ХIХ столетия" (авторы — Е.С.Лебедева, Д.Н.Попов). Выставка была приурочена к приезду в Москву по приглашению ассоциации "Мир через культуру" Президента Международного Теософского Общества Радхи Бернье. Впервые многие смогли увидеть фотографии Е.П.Блаватской, Г.С.Олькотта, А.Унковской, С.В.Герье и других теософов, дореволюционные издания теософских книг, упрятанных до этого в закрытые фонды библиотек, прекрасные полотна художников-мистиков В.Т.Черноволенко, В.А.Смирнова-Русецкого и др.

В это же время группой энтузиастов из Ассоциации "Мир через культуру" (Р.Т.Дроздова, Е.С.Лебедева, Д.Н.Попов) было принято решение о возобновлении в нашей стране деятельности Российского Теософского Общества. 8 января 1991 во Дворце Культуры "Меридиан" (Москва) состоялась Учредительная конференция РТО, были утверждены Устав, Манифест и программа Общества.

14 марта 1991 года Устав РТО был зарегистрирован Министерством Юстиции РСФСР и внесен в государственный реестр уставов общественных организаций под номером 16. ( Свидетельство о регистрации Устава РТО № 16 от 14.03.91.). Среди учредителей были М.Ф.Дроздова-Черноволенко, С.Ю.Ключников, А.В.Гнездилов, Д.Н.Попов, Е.С.Лебедева, Р.Т.Дроздова, Л.В.Коровина, К.Ю.Корольков, Г.Д.Авруцкий, Брусиловский С.А. Председателем был избран Д.Н.Попов, Ответственными секретарем Е.С.Лебедева. В том же году был возрожден журнал "Вестник Теософии", печатный орган дореволюционного Российского Теософского Общества (Свидетельство о регистрации средства массовой информации "Вестник Теософии" N 1267 от 18.11.91.).

Российское Теософское Общество получило свое второе официальное рождение, хотя фактически его деятельность никогда не прекращалась. Все эти долгие годы оно нелегально вело замкнутую, но духовно наполненную и преданную своим идеалам жизнь. И наконец, произошло долгожданное воссоединение носителей теософской культуры и теософских традиций в лице детей, внуков и людей близких к кругу дореволюционных российских теософов с поколением новым, возникшим в недрах социалистической советской действительности и прошедших в связи с этим также свой непростой, хотя и менее длинный путь сквозь дебри материализма к истинным знаниям.

Живой связующей нитью двух поколений Теософов стал Юлий Юльевич Лурье первоначально член Киевского, а затем Московского отделения РТО, вступивший в него в 1918 году. Имеется видеозапись беседы Ю.Ю.Лурье с членами возрожденного Общества, в которой он вспоминает множество интересных фактов, относящихся к теософской жизни тех лет. В частности он бывал на лекциях по теософии и антропософии Н.А.Бердяева в Политехническом музее, в 1921-23-х годах преподавал математику, химию и физику в Пушкинской опытной школе-колонии, которой руководила Лидия Арманд, член Калужского отделения Теософского Общества. В 1924 году после начала первых арестов теософов, были прекращены все зарубежные связи, изъята теософская литература. Юлий Юльевич обладая большой эрудицией и прекрасной памятью комментировал и переводил некоторые теософские труды, передавая свои знания ищущим. Его жена, Нина Александровна Лурье была арестована за теософские убеждения в 1948 году и лучшие годы провела в лагерях.

С первых дней возрождения деятельности РТО теософы в качестве одной из первоочередных задач решили предоставить людям, интересующимся духовными движениями и русской историей сведения, касающиеся Российского Теософского Общества. Здесь следует подчеркнуть, что говоря о деятельности Теософского Общества как дореволюционного, так и современного речь будет идти лишь о внешней форме работы, направленной вовне, в социум, так как внутренняя работа Лож, их эзотерическая жизнь не подлежит широкому обсуждению.

Началась работа с архивными материалами, с теософскими группами и частными лицами как в Москве так и в других городах. Значительная часть данных была собрана Д.Н.Поповым и Лебедевой Е.С., много документов изучила Л.Г.Коровина во время написания своей дипломной работы в РГГУ на тему "История теософского общества в России". Основными источниками в работе Л.Г.Коровиной были годовые отчеты РТО в период с ноября 1908 года по сентябрь 1915 года; мемуаристика — дневники А.А. Каменской за 1918-1919 годы, статья А.Д.Арманда "Теософская коммуна Лидии Арманд"; воспоминания выдающихся деятелей культуры; журнал "Вестник Теософии" за 1908-1918 годы; и книга американской исследовательницы М.Карлсон, посвященная истории теософского движения в России (Karlson M. No religion higer than truth: A History of the theosophical movement in Russia, 1875-1922. — Prinncenton University Press. — 1993). В этой книге подробно прослеживается история теософии в России с момента возникновения первых веяний до закрытия и его судьба в эмиграции.

Основным источником теософских идей в России явился научно-популярный журнал русских спиритуалистов "Ребус", издаваемый в Санкт-Петербурге с 1883 по 1903 год под редакцией В.Н.Прибыткова, а с 1904 по 1917 в Москве под редакцией П.А.Чистякова. В нем часто публиковались переводы из европейских оккультных журналов, в частности и из "Theosophist,а" Блаватской, а в 1883 году была опубликована статья В.П.Желиховской "Правда о Блаватской". Затем в 1884 году появилась подробная информация о теософском обществе и его основателях в "Одесском Вестнике", "Новороссийском Телеграфе" и "Ребусе". Несложно предположить, что и частные лица, приезжавшие из Европы привозили с собой интерес к теософским идеям и соответствующую литературу. Одной из первых переводчиц теософской литературы на русский язык была Мария Яковлевна Робинович (урожденная Пфаффиус, 1858-1903).

Рубеж 19 и 20 веков характеризовался мощнейшим ростом духовной культуры в России. Н.А.Бердяев писал:" Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Достаточно назвать такие имена как В.Серов, М.Врубель, А.Блок, А.Белый, М.Волошин. Общественность стала играть большую роль, возникло множество научных и просветительских обществ: Историко-филологические общества при университетах в Харькове (1876 г.) и Одессе (1889 г.), Историческое общество Нестора-летописца при университете Св.Владимира в Киеве (1873г.), Общество археологии, истории и этнографии при университете в Казани (1878 г.),историческое общество при Петербургском университете (1889 г.), общество славянской культуры (1908 г.), общество ревнителей русского исторического просвещения в память имп.Александра 111 (1896 г.), Общество любителей древности в Новгороде (1905 г.), философское общество при Петербургском университете (1897 г.), религиозно-философское общество в Петербурге (1908 г.).

Первые теософские кружки в России появились в 1901 году. Они носили характер частных домашних встреч. Русская православная церковь, которая не изменила своего отношения к теософии и по сей день, несмотря на то, что большинство теософов в России являлись и являются людьми православными, привносила целый ряд сложностей в работу кружков.

В эти годы одним из лидеров теософского движения была Анна Алексеевна Каменская. (р. 1867 г.) Занимаясь частной преподавательской практикой, она организовала вместе с С.Л.Гельмбольдт частную гимназию, вела вечерние курсы для молодежи рабочих районов, участвовала в женском движении за равноправие, в создании бесплатных столовых для голодающих и народных библиотек. Близкие отношения с М.Робинович и Н.К.Гернет зародили в А.А.Каменской глубокий интерес к Теософии. Нина Константиновна Гернет в те годы уже состояла членом английского Теософского Обществаи имела связи с отделениями в Германии, Швейцарии, Франции и Италии. При ее содействии А.А.Каменская была заочно принята в члены Английского отделения Теософского Общества.

После личных встреч с А.Безант, А.А.Каменская решила создать Теософское Общество в России. Вскоре к ней присоединилась Мария Магдалена фон Штраух-Спеттини (1847— 1904), член берлинского Теософского Общества, актриса, выступавшая на так называемой "немецкой сцене" Александринского и Михайловского театров Санкт-Петербурга. Субботний чай у М.фон Штраух стал первым кружком, из которого через шесть лет возникло Русское Теософское Общество. Вскоре этот кружок стал настолько большим, что был организован второй — кружок Иппатии, посвященный Иппатии Александрийской, женщине-философу, астроному и математику 4-5 веков н.э. Постепенно в различных городах Российской империи стали возникать неофициальные теософские кружки. Н.К.Гернет сумела объединить теософов, вовлечь в работу Е.Ф.Писареву из Калуги, П.Н.Батюшкова из Москвы, Е.Радзевич из Киева. Кстати именно Н.К.Гернет предоставила свою прекрасную библиотеку теософской литературы, которая послужила основой центральной библиотеки русской секции.

Под псевдонимом "Alba" А.Каменская сделала множество переводов теософской классики. Она также вела огромную просветительскую деятельность, читая лекции по сравнительному изучению религий, делала обозрения многочисленных публикаций Общества. До 1913 года являлась издателем и редактором журнала Общества "Вестник Теософии".

Затем редактором "Вестника Теософии" была Ц.Л.Гельмбольдт, член Теософского Общества, бессменный редактор "Известий Российского Теософского Общества", выходивших с 1914 по 1917 годы, председатель кружка Блаватской. С 1925 года живет в Женеве и является русским секретарем "Ордена Звезды на Востоке".

Не менее известной и яркой фигурой Российского Теософского Общества была Анна Павловна Философова (1837-1912), лидер женского движения, основатель Женского взаимно-благотворительного общества в Петербурге, принимавшая активное участие в организации школ и больниц для бедных. Начав изучать теософию в Германии по возвращении в Россию в 1892 году, на почве благотвортельности она познакомилась с Каменской, затем прослушав несколько частных лекций А.Каменской вскоре А.П.Философова стала членом теософского кружка М.фон Штраух и первейшей помощницей в организации Российского Теософского Общества. Она поддерживала общество финансово, предоставляла свой престижный салон в Петербурге для дискуссий и лекций, представляла Российских Теософов на различных конгрессах за границей. Вплоть до самой смерти А.П.Философова оставалась активным членом РТО, хотя на многое в Теософии имела свое независимое мнение.

Е.Ф.Писарева в очерке, посвященном памяти Анны Павловны писала: "Отношение Анны Павловны к молодому Теософскому Обществу раскрыло для меня тайну ее огромной нравственной силы, которую признавали все, несмотря на то, что все ее приемы совершенно противоречили нашему представлению о вожде, о признанном авторитете, соединяющем в себе почти всегда самообладание, сознание своей внутренней силы, контроль над собой и над своими порывами. Ничего подобного не было в обаятельном облике Анны Павловны; вся ее натура нежная и впечатлительная, всегда непосредственная, "наивная", как про нее выражались нередко, беспрестанно вспыхивала то негодованием, при виде насилия и грубости, то светилось радостью при малейшем добром проявлении окружающих. Она безудержно расходовала свои силы, которые были действительно неистощимы, потому что источник их — чистая любовь без примеси эгоизма — не умаляется, а прибывает все сильнее, чем больше расходуешь. Из этого источника шла ее нравственная сила, и потому она могла служить делу, как никто."

Несмотря на фактическое существование Теософского Общества в России в течение нескольких лет официальная его регистрация не была возможной. Церковь не поддерживала деятельности Общества и в регистрации было отказано. После 1905 года ситуация постепенно начала меняться и в январе 1908 года в Москве состоялась встреча представителей теософских кружков, которая была подробно освещена в журнале "Ребус" (№ 3, 1908 г.).

При обсуждении вопросов регистрации, мнения разделились. Одни считали регистрацию Общества необходимой, другие полагали, что следует повременить, т.к. это повлечет за собой обязательную иерархическую зависимость от Международного Общества Безант в Европе. "Участники встречи пришли к заключению, что этот шаг является преждевременным и что нежелательно подчинять теософское движение в России директивам из Англии". Обсуждение этого вопроса продолжалось в течение всего 1908 года. Затем была достигнута договоренность о создании единой организации с центром в Санкт-Петербурге. Однако часть теософских кружков решила остаться независимой, как от вновь образованного российского Общества, так и от Европейского.

Среди независимых групп теософов были смоляне, учредившие за год до официальной регистрации 30 июля 1907 года смоленское Теософское Общество. Инициаторами были В.И.Штальберг, Фон-дер-Рааб-Тилен, нстоятель мужского монастыря архимандрит отец Игнатий. Среди членов Общества был целый ряд церковных иерархов. Это общество носило ярко выраженный православный патриотический характер. При открытии Общества в Смоленске, член правления Общества архимандрит Игнатий отслужил литургию в честь покровительствующей иконы Св. Михаила в Чернигове и молитву за Романовых. На службе присутствовало духовенство ближайшего монастыря и была отправлена телеграмма Николаю испрашивая его поддержки. Кредо Общества было опубликовано в журнале "Теософская жизнь", издаваемом в Смоленске. " Что такое Теософское Общество? Теософское общество формирует ядро христианского братства, которое изучает религиозные системы, философию и естественные науки, исследует силы природы, скрытые в человеке, борется против материальной стороны человеческой сущности, распространяет принципы духа истины; развивает духовные силы и устанавливает превосходство духа над материей. Главное для членов Общества — "Возлюби ближнего своего как самое себя".

Несмотря на грубое противоречие с одним из основных принципов Теософского Общества, согласно которому ядро международного братства формируется без различия вероисповедания, смоленские теософы даже сумели представить международному Теософскому Обществу заявление о желании присоединиться к нему.

Но 25 апреля 1908 года своим декретом святейший Синод запретил православным иерархам участвовать в деятельности или поддерживать подобные общества, считая их враждебными по отношению к православному христианству, хотя и не найдя в деятельности Теософского общества что-либо аморального, антихристианского или греховного.

На сентябрь 1908 года Смоленское Теософское Общество насчитывало 33 постоянных члена, журнал Общества "Теософская жизнь" имел 130 годовых подписчиков и еще 105 экземпляров распространялось в розницу. В августе того же года Смоленское Теософское Общество изменило свое название на Смоленское Христианские Теософское Общество. Через год в 1909 году редактор журнала и член Общества В.И.Штальберг посчитал ошибкой использовать в названии журнала слово "Теософия" и помещение на обложке теософской символики. С января 1910 года журнал стал называться "Жизнь Духа" и был представлен как спиритуалистический и религиозно-философский. В начале 1911 года Смоленское Теософское Общество распалось.

Также пожелавшим быть независимой теософской организацией стал кружок Клеопатры Христофоровой в Москве. Членами его были Андрей Белый, его мать Александра Дмитриевна Бугаева, Павел Николаевич Батюшков, друг А.Белого, Борис Григоров, будущий глава Русского Антропософского Общества, Софья Урусова, которая впоследствии стала председателем Московского отделения Российского Теософского Общества, Анна Рудольфовна Минцлова. Кружок К.П.Христофоровой собирался у нее дома на Девичьем поле в Москве. Кружок просуществовал до 1910 года, до отъезда А.Р.Минцловой, после чего он распался. Некоторые из его членов позже организовали Штейнеровский кружок.

30 сентября 1908 года Российское Теософское Общество все же было зарегистрировано в реестре обществ Санкт-Петербурга за N 304. Руководящим органом Общества являлся Совет, в который входили Председатель, Секретарь, Казначей и три члена Совета, которые выбирались на общем собрании. Председатель и члены Совета выбирались из какого-либо одного отделения и Совет работал по месту нахождения данного отделения. На Председателя возлагалось руководство Советом, контроль за выполнением Устава и различных постановлений, представительство на международных конгрессах, хранение и пользование печатью. Секретарь вел делопроизводство — протоколы, списки, отчеты. Казначей производил все денежные операции от приема до выдачи сумм, ведений соответствующих документов (приходно-расходные книги). На Совет в целом возлагалась работа по организации деятельности Общества: созывы собраний, связи с другими организациями, утверждение отчетов и смет, распоряжение имуществом и т.д.

Совет имел право приглашать на заседания людей, не входящих как в сам Совет, так и в Общество, если считал это необходимым и данное лицо имело право голоса. Общие собрания могли быть как закрытые, только для членов Общества, так и открытые, куда приглашались гости, это зависело от вопросов, стоящих на повестке дня.

Общие собрания созывались через публикации в газетах и по повесткам за две недели до собрания. Они проводились 1 раз в год (обычно декабрь-январь). Решения принимались большинством голосов.

Согласно утвержденному Уставу Общество имело право открывать свои Отделения, приобретать и отчуждать недвижимость, заключать договора, открывать детские колонии, начальные и средние профессиональные школы, библиотеки и другие научно-просветительские учреждения, учреждать стипендии, издавать книги, делегировать своих членов на различные съезды, включая международные.

При открытии Отдела в каком-либо городе России необходимо было наличие 7 членов Теософского Общества, и их письменное заявление в Совет. При положительном решении Совета на открытие Отдела, Городское по делам об Обществах Присутствие обязано было по просьбе Совета уведомить местные власти. Если Совет не мог принять единогласного решения, то вопрос об открытии Отдела выносился на Общее собрание. Отдел должен был подавать в Совет сведения о составе членов, отчет о деятельности и платить взносы.

Средства Общества составляли взносы, добровольные пожертвования, доходы от издательства. Суммы разделялись на неприкосновенный и расходный капитал. Первый помещался в банк в виде государственных процентных бумаг. Второй находился на текущем счету. Казначей хранил суммы, необходимые на ближайшие расходы. Внесметные суммы до 300 рублей производились по собственному усмотрению с обязательным докладом на ближайшем Общем собрании, свыше этой суммы только после разрешения Общего собрания или Отдела.

В 1913 году Российское Теософское Общество имело отделения в Москве, Калуге, Ростове на Дону, Киеве, Ялте. Членом Общества мог стать любой желающий, разделяющий Теософские взгляды и признающий основные положения Теософского Общества. Необходимо было подать письменное заявление и иметь рекомендации двух членов Общества. Прием проводился через решение Совета и исключал всякую формальность. "Совет признает необходимость выяснить, предварительно приема, степень серьезности религиозно-философских исканий у лиц, желающих вступить в члены Общества и предлагает им прослушать краткий курс по Теософии" (Годовой отчет РТО 17 ноября 1908 — 17 ноября 1909 года). Временно задерживался прием лиц, побуждением к вступлению которых было лишь развитие в себе психических сил. С такими людьми Совет проводил разъяснительную беседу, объясняя свою позицию.

Дающий рекомендацию, принимал на себя нравственную ответственность за кандидата. Члены Общества помимо Уставных положений свято чтили наказы Е.П.Блаватской: член Общества "обязан защищать честь Общества и содействовать его доброй славе примером своей личной жизни... Должен исполнять свой долг относительно всех людей и в особенности по отношению к тем, с которыми связан вольными узами, каковы брачные, или невольными кармическими, представляющими собой его родственные и общественные связи... Каждый должен жить для всех и все для каждого — вот основное теософское положение, которое становится для каждого обязательным. Истинный Теософ должен осуществлять на практике самые высокие идеалы, сознавать свое единство со всем человечеством и неустанно работать для других".

Официальное членство в Российском Теософском Обществе не отражало полностью истинное положение дел, так как часть русских Теософов были зарегистрированы в качестве членов европейских секций (Бельгия, Франция, Германия) и не перерегистрировались в русскую секцию, хотя активно участвовали в работе РТО. Многие члены не регистрировались официально из-за проблем, связанных с русской православной Церковью, кто-то не симпатизировал А.Безант и поэтому примыкал к независимым теософским кружкам, которые по разным обстоятельствам не учитывались при статистике.

По имеющимся в годовых отчетах данным на 1 сентября 1915 года всего в Обществе состояло 388 членов (в конце 1909 — 113). Из них: в Петербурге — более 170 человек; в Киеве — 60; в Москве — 45; в Ростове-на-Дону — 30; в Калуге — 20; в Ялте — 12. Остальные распределялись по разным провинциальным городам.

Калужское отделение, председателем которого была Елена Федоровна Писарева, несмотря на свою немногочисленность было вторым по значимости после Петербургского. Встречи для интересующихся теософией в Калуге стали проводиться уже в 1906 году. Имение Писаревых "Подборки", расположенное в нескольких километрах от Оптиной Пустыни стало центром теософской жизни. Елена Федоровна была членом Германской секции Теософского Общества с 1905 года, с 1908 года возглавляла кружок Р.Штейнера, с которым была знакома лично, так же как и с А.Безант. По просьбе Писаревой Штейнер читал специальный цикл лекций для русских во время Всемирного теософского конгресса в Париже в 1906 году. Его слушателями были К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Д.Философов, М.Волошин, М.Сабашникова.

Духовная и деловая атмосфера, а также прекрасные личностные качества русских теософов, истинно интеллигентных, благородных людей оживают благодаря сохранившемуся дневнику А.Каменской. В январе 1919 года она вспоминает: "Семнадцать лет тому назад, когда только что рождалось теософическое движение в России, Елена Федоровна Писарева примкнула к движению, стала переводить теософические сочинения на русский язык и скоро образовался в Калуге Теософический кружок, ставший со временем Калужским Отделением РТО.

Одним из первых членов кружка был Николай Васильевич Писарев, вступивший немедленно на путь активного служения. Будучи издателем книг и брошюр, подготовленных к печати женой своей Е.Ф.Писаревой, он основал книгоиздательство "Лотос", в котором он был одновременно издателем, корректором, агентом и отправителем. Его величайшей радостью была переписка с интересующимися лицами, высылавшими ему свои заказы из разных захолустьев. Он волновался их вопросами, радовался их радостью, переживал с ними их недоумения и затруднения. И еще больше радовался он появлению в своем доме кого-либо из своих далеких корреспондентов, которые всегда встречали у него самый радушный прием. Николай Васильевич был другом всем, и в его доме можно было встретить людей самых различных типов и направлений. Всех он умел согреть, приласкать, успокоить и со всеми душевно беседовать часами, не жалея своих сил и времени. Под его скромной и крепкой внешностью жил пламенный пропагандист, который не пропускал ни одного случая, чтобы заронить в душу светлую мысль и дать духовную помощь. В качестве агента 1-го Страхового Общества в Калуге, он соприкасался со всей губернией, и таким образом через него весть Теософии широко распространялась в провинции. Кроме того Николай Васильевич приглашал летом в свое поместье Подборки пионеров движения, которые здесь встречались, отдыхали и работали... Это было гостеприимство широкое и задушевное, полное глубокого очарования, искреннее и простое, предоставлявшее гостям беспредельную свободу и окружавшее их непрестанным, любящим вниманием."

Большинство членов Общества были людьми яркими и незаурядными и это отразилось на деятельности Общества. Работа велась в разных областях: просветительская, издательская, благотворительная, педагогическая, научная. К 1913 году в РТО были следующие секции:

— секция Е.П.Блаватской, где изучались труды Е.П.Б., Ч.Ледбитера, Дж.Кришнамурти и другие теософские труды.
— христианская секция, изучала эзотерическое христианство
— педагогическая
— этическая, предметом изучения были идеи братства и их осуществление
— восточная секция, занималась сравнительным изучением религий
— секция искусства
— оккультная секция

Читались лекции, делались доклады, обсуждалась теософская литература, события в науке и культуре рассматривались с позиций теософского мировоззрения. Часто такие встречи сопровождались музицированием.

Свой рабочий сезон Теософское Общество открывало 1 октября в день рождения А.Безант, а закрывало 8 мая в День Белого Лотоса. Члены Общества принимали участие во многих конференциях и конгрессах. В частности в 1912—13 годах Председатель Общества А.А.Каменская выступила с докладом на 1-м Всероссийском женском съезде, члены Общества участвовали на Всероссийском съезде по женскому образованию и Международном конгрессе в Генуе, также А.Каменская выступала с докладом по приглашению Венгерской секции Международного Теософского Общества в Будапеште, затем в Дрездене.

Интересен тот факт, что через год после своего официального открытия Общество приняло решение провести в России в Петербурге в мае 1913 года Международный съезд по Теософии и в министерство внутренних дел было направлен необходимое обращение. Но в ответном извещении было сказано, что министерство "не признает возможным разрешить созыв".

В различных городах России проводились публичные лекции. В1908-9 годах А.Каменская выступала с лекциями в Союзе учителей, Союзе учреждений Детской помощи, в кружке для исследований в области психизма, в лиге равноправия женщин, в педагогическом обществе, в религиозно-философском обществе. В своем дневнике за 17 февраля 1919 года А.Каменская пишет: "Среди публики много военных, врачей, сестер милосердия, учащаяся молодежь, рабочие и даже красноармейцы. Вчера из деревни приехал наш член-крестьянин. Он очень беспокоился о нас и был рад свиданию. Он привез нам деревенские гостинцы: хлеба, муки, картофеля, а главное — свою любовь и ласковую заботу, которая нас глубоко тронула. По его словам в деревне настоящая духовная жажда, которая ждет себе утоления и он зовет нас туда для беседы и работы с народом". Большой интерес вызывали такие лекции как "Природа космоса и природа человека", "Реинкарнация", "Теософия и наука", "Дхарма", "Миссия человечества". Доход от лекций шел на издательскую или благотворительную деятельность. Например, в Отчете за 1911-12 года отмечено, что доход от лекций А.Каменской был направлен в приют для престарелых фельдшериц и акушерок.

При РТО была создана библиотека, фонд которой пополнялся личными коллекциями членов, а также специально для этого приобретаемыми книгами.

В 1917 году РТО инициировало движение "Союз воспитания свободного человека", задачей которого было объединение " всех признающих, что свобода и счастье народа зависит от внутренней культуры составляющих его людей" и выработка методов создания этой культуры. Районные комитеты находились в Петрограде, Москве и Калуге.

В годы гражданской войны, когда в стране царили голод и беспризорщина, членом Калужского отделения Общества Лидией Марьяновной Арманд была создана детская школа-коммуна (начало 20-х годов). Она располагалась в имении Ильино близ Пушкино. Здесь обучались дети 11-13 лет. Школа имела два класса, в которых обучалось около 40 детей. В учебной программе наряду с общеобразовательными предметами преподавались основы Теософии. Отдел народного образования платил педагогам мизерное жалование, которое они отдавали в общую кассу. Из этих средств покупались лекарства и продукты. Оставшаяся часть делилась поровну между штатными преподавателями и теми из них, кто не числился в списках Отдела образования. Школа-коммуна просуществовала до 1925 года. Ее закрытие было санкционировано Московским отделом народного образования, несмотря на то, что претензий к качеству преподавания и преподавательскому составу не имелось.

Председателем Московского отделения была Софья Владимировна Герье. О ее судьбе имеется немного сведений. В книге М.Карлсон говорится, что она умерла вскоре после закрытия Ощества, а в комментариях О.Остряковой к публикации дневника А.Каменской имеются сведения о том, что она была репрессирована и выслана в Казахстан, а после войны работала преподавателем итальянского языка.

В Москве Теософское Общество размещалось в Большом Успенском переулке доме N 18. Необычной формой работы Московского отделения был кружок "Рыцари и оруженосцы", предназначенный для молодежи. Эта игра изначально возникла в Киевском Отделении, затем полюбилась в Москве и Петербурге. О ней нам много рассказывал Юлий Юльевич Лурье. У рыцарей этой Ложи были свои традиции, было заведено рассказывать о себе, о своем внутреннем мире, о своих душевных переживаниях, делиться мыслями о прочитанном или увиденном. Внутренний мир каждого члена этой Ложи символически выражался через рисунок — рыцарский щит той или иной формы. Так круглый щит символизировал умственную работу, сердцеобразный — жизнь сердца, щитообразный — деятельность. Форма щита выражала ипостась духовной жизни: разум, сердце, деятельность.

Большое внимание в Российском Теософском Обществе уделялось благотворительной деятельности. "Каждый Теософ должен жить для всех и все для каждого. Истинный Теософ должен сознавать свое единство со всем человечеством и неустанно работать для других" — этот постулат Елены Петровны Блаватской был одним из основополагающих принципов, на котором строилась деятельность РТО. Благотворительной деятельностью в Обществе ведал кружок Служения. Позднее в него влились кружки Этическая лига, Эстетический, Педагогический, "Трэст воспитания" и "Братство искусств и ремесел". Были открыты бесплатные курсы иностранных языков для всех желающих, не только для членов Общества. На Рождество и Пасху посещались больницы, где больным дарили цветы и подарки, музыкальный кружок при Эстетической Лиге устраивал музыкальные представления. Из дневника А.Каменской от 4 января 1919 года : "Вчера мы устроили в санатории теософическую беседу и концерт. А.В.Унковская дивно играла на скрипке, В.Н.Пушкина аккомпонировала. Я изложила суть теософических движений и сказала о том, что Теософия дает человеку, какое новое настроение она вливает во всю его жизнь. Собравшаяся аудитория слушала с глубоким вниманием. Здесь много старых, слабых и больных. Одну больную внесли на носилках. Почти у всех усталые, нервные и скорбные лица. Радостно было видеть, как понемногу они озарялись улыбкой и принимали светлое и бодрое выражение."

Поддержка и помощь всегда носили не абстрактную, а вполне конкретную помощь конкретному человеку, так в годовом отчете РТО за 1901-1910 гг. читаем: "Бюро (Бюро Служения — Е. Л.) удалось ... 1) поддержать и помочь устроиться девушке, желавшей покончить с собою; 2) устроить бесплатно в санаторию учительницу, заболевшую воспалением легких и плевритом; 3) поддержать раненого солдата и помочь ему устроить двоих детей в приют." Много внимания уделялось детям и в частности "детям улицы" как называет их в своем дневнике А.Каменская, а также такой социальной прослойке как прислуга, дворники, швейцары. Открывались вегетарианские столовые, устраивались Рождественские елки для детей.

Во время 1-ой мировой войны все силы Общество отдавало сложностям военной жизни, в "Вестнике Теософии" этих лет читаем: "Мы — Теософы, мы беспощадные мечтатели, лишний балласт; загасив сколько есть сил личные чувства, будем дружно работать во имя любви и служения. Зная, что обрушившееся бедствие не злая случайность, не ошибка наших слабых умов и что впереди народ ожидает поворот к новой благословенной культуре, мы можем и должны перенести испытания мужественно и стойко..." Кружком Служения были организованы курсы оказания первой помощи раненным и шитья белья, организована бесплатная раздача обедов, производились осмотры районов по поиску пострадавших, велась работа в лазаретах, собирались среди членов Общества пожертвования на так называемые койки имени Общества. Такие койки содержались в разных Лазаретах: Вольно-экономического Общества, Каменноостровского Дворца принцессы Саксен-Альтенбургской и имени Русского учительства на передовых позициях. Свое помещение Теософское общество предоставило под сборный пункт, несколько членов Общества ушли на фронт в качестве врачей, сестер милосердия, санитаров.

Огромное значение в деятельности РТО уделялось издательству. С 1908 года начал издаваться журнал "Вестник Теософии". До 1913 года его издателем и редактором была А.Каменская, с 1913 до прекращения — Ц.Л.Гельмбольдт. Она же с 1914 по 1917 год была редактором "Известий Российского Теософского Общества". Журнал выходил ежемесячно 7-го числа за исключением июня и июля. Он имел свою программу, состоящую из 6 отделов:

"1) статьи, как оригинальные, так и переводные по теософии, сравнительному изучению религий, оккультизму, исследованию психических сил, скрытых в природе и в человеке, по психологии и другим отраслям знания;

2) сведения о теософическом движении в России и за границей и о других родственных духовных и общественных движениях

3) биографии выдающихся представителей теософического миросозерцания и общественных деятелей

4) художественно-литературный отдел, как отражение в искусстве теософического мировоззрения

5) отзывы о книгах, поступающих в Редакцию журнала, по вопросам теософии, психологии и другим

6) справочный отдел, вопросы и ответы на вопросы подписчиков

Цена 6 рублей в год с доставкой и пересылкой в пределах Российской Империи... отдельный номер 75 копеек. За перемену адреса городского на городской — 20 копеек, городского на иногородний и обратно ...— 50 копеек. Подписка за границу только годовая, цена 10 рублей".

Первоначально журнал печатался в типографии Горного института, где преподавал член Общества Н.И.Эрасси. Затем была организована типография РТО, руководил ею П.И.Тимофеевский. В этой же типографии печатались издания "Союза воспитания свободного человека" и "Ордена Звезды на Востоке" российской секции.

С приходом к власти большевиков стали стремительно возникать осложнения в работе РТО. А.Каменская пишет в 1918 году : "Так мы надеемся интенсивно поработать до годового собрания, несмотря на внешние осложнения и на страшные волны астрально-ментального плана, которые бушуют вокруг нас. Да будет Теософическое Общество стоять светлым маяком России среди ночи и бури и да выполнит оно свою великую миссию до конца".

В октябре 1918 года работа по изданию "Вестника Теософии" была приостановлена. А.Каменская пишет: "30 августа. Павловск. Нам грозит национализация типографии, реквизиция материала, но продолжаем работать, несмотря ни на что, и твердо надеемся на помощь Божью". Прекращение типографской работы русские теософы воспринимали чрезвычайно тяжело и пытались каким-либо образом продолжать работу. В феврале 1918 года был национализирован выпуск бумаги и введена цензура де факто. Журнал ранее имевший по 100-113 страниц превратился в маленький буклет менее, чем 55 страниц. А.Каменская пишет: "У нас напечатано около 40 названий новых книг и мы, на время совершенно обеспечены литературой... Типография для нас представляет особую ценность. И является вопрос: имеет ли право рыцарь выпустить из рук своих меч, пока не окончена битва?.." Через несколько месяцев: "Типография наша перешла в кооператив, и мы думаем учиться наборному делу, чтобы в случае чего группа теософов всегда могла продолжать издавать, несмотря ни на какие затруднения".

РТО имело еще одно печатное издание — сборник "Вопросы Теософии". Сборник вышел в двух томах, первый выпуск был осуществлен в 1907 году и составил переводы трудов Е.П.Блаватской, А.Безант, Р.Штайнера, выдержки из Бхагават-Гиты. Второй том вышел в свет в 1910 году, в 1913 был переиздан. Этот выпуск был посвящен Е.П.Блаватской и ее произведениям.

Российское Теософское Общество имело собственный магазин, где сами теософы продавали книги и эта работа считалась почетной и важной.

К концу 18 — началу 19 года теософские, антропософские и другие оккультные и религиозные группы были насильственно закрыты, начались аресты. Из дневника А.Каменской : "На этих днях много тревожных слухов. Говорят о закрытии всех религиозных обществ. "Орден Звезды на Востоке" закрыт 16 января и ему не разрешено работать даже в составе самых маленьких кружков". Дневник обрывается на тревожной записи 30 мая 1919 года:" В городе неспокойно. Арестовали многих лиц из интеллигенции. Арестовали и нашего заведующего кооперативным товариществом (коопер. тов-во "Вестник") Ю.В.Кускова. Мы надеемся выхлопотать его освобождение на поруки".

Между июнем 1922 и июлем 1923 года были выпущены декреты правительства, которые окончательно официально ликвидировали все мистические, религиозные и оккультные группы. Теософская пресса была закрыта, имущество Теософского Общества конфисковано, все собрания запрещены. Попытки пробовать работать в провинции, в частности во Владимирской области претерпели неудачу из-за стремительного распространения "красной волны" в России.

Большинство теософов в годы сталинских репрессий разделило судьбу русской интеллигенции.

А.Каменская по приглашению А.Безант эмигрировала из страны и стала прикладывать все силы для восстановления РТО за границей. После ее отъезда во главе Общества в России встала Софья Владимировна Герье. За 1922-24 годы А.Каменская смогла установить контакты со многими русскими теософами, разбросанными по всему миру. Некоторые из них установили связь с национальными секциями других стран. Профессор Н.И.Эрасси, член РТО сформировал теософский кружок в 1921 году в Ревеле (Таллин) и установил контакт с Английской секцией международного Общества. Три кружка были организованы Финской секцией между 1920-24 годами. Один из них был в Куоккала, его лидером была Вера Холшевникова. Подобные кружки образовались во Владивостоке, Шанхае, Тянь-цзине, Гонконге, Берлине, Париже, Лионе, Флоренции, Турине, Константинополе, Сан-Франциско, Бруклине и в некоторых городах Южной Америки. А.Каменнская получала сведения обо всей их деятельности.

Летом 1924 года А.Безант и международный Теософский Совет дали разрешение на организацию "Русского объединения", как предварительного шага к официальному учреждению Российского Теософского Общества вне России. А.Каменская стала председателем Русской Ассоциации. На 50-ом Конгрессе Теософского Общества в Адьяре (24-31 декабря 1925 г.) Генеральный Совет Теософского Общества рассмотрел петицию Русской Ассоциации по представлению ей опять статуса Русской национальной секции; 1 января 1926 года А.Каменская получила от А.Безант Устав Русского Теософского Общества вне России, "РТОвР". Этот Устав восстанавливал статус РТО, как 14-й национальной секции Общества. К этому моменту РТОвР имело 10 лож, 20 центров, 175 зарегистрированных членов.

Первым шагом по восстановлению деятельности был новый журнал "Вестник". Первый выпуск, финансируемый Европейской федерацией Теософского Общества и частными пожертвованиями появился в апреле 1924 года. Печатался журнал в Брюсселе, имел 12 страниц и распространялся бесплатно. Вскоре он удвоился в размере и стал копировать по формату прежний. Однако журнал утерял свою значимость из-за отсутствия в составе редколлегии людей определенного нравственного и духовного уровня. Наиболее умным и интересным автором оставалась А.Каменская, которая продолжала серьезно заниматься вопросами Теософии. 17 июня 1926 года она защитила докторскую диссертацию в Женевском Университете на тему "La Bhagavad-Gita, son role dans le mouvement religieux de L'Inde et son unite". В последующие 25 лет она была приват-доцентом Женевского Университета по специальности "Индийская философия".

В 1939 году возникли сложности по продлению действия Устава РТОвР, так как русская секция перестала расти. Часть русских Лож были дезинтегргированы, их члены преклонного возраста, связанные еще с русским Обществом в С-Петербурге умирали или уезжали, "Вестник" находился в финансовой яме, его последний выпуск появился в 1940 году.

Во время второй мировой войны А.Каменская участвовала в пацифистском движении, рассылала теософские тексты и старые копии "Вестника" русским военнопленным. После войны она работала с перемещенными лицами, продолжая преподавать в Женевском Университете. Скончалась 23 июня 1952 года накануне своего 86-летия.

С 1940 года до 1990 в течении пятидесяти лет Российское Теософское Общество находилось в фазе нелегального существования. Нам известны некоторые теософские группы в Москве, Петербурге, Твери, Калуге, Смоленске и других городах, которые не прекращали все эти годы своей работы. Внешняя сторона деятельности, направленная в социум, по понятным причинам была приостановлена, и все силы таких групп сконцентрировались исключительно на внутренней, эзотерической жизни. Как уже было сказано выше, информация о внутренней работе Лож не подлежит широкому обсуждению и здесь можно лишь еще раз подчеркнуть, что Российское Теософское Общество не было сформировано заново в 1991 году, а лишь обрело свой прежний официальный статус.

Сразу после регистрации Центральный Совет Общества стал предпринимать попытки восстановления своего членства в Международном Теософском Обществе в Адьяре. Было отправлено письмо с изложением настоящей ситуации и исторической справкой по поводу членства дореволюционного Российского Теософского Общества в Международной организации и наша просьба подтвердить это членство или зарегистрировать нас заново. К этому времени мы уже были лично знакомы с г-жой Радхой Бернье, председателем МТО, и г-ном Куртом Бергом — председателем Европейской федерации. После совместной работы на конференции памяти Е.П.Блаватской в Днепропетровске были обсуждены вопросы дальнейшего сотрудничества и взаимоотношений.

Г-н К.Берг в своей статье "Я желаю вам вдохновенья" пишет: «Возрождение теософского движения в России является делом огромной важности... теософия и теософский подход к жизни могли бы помочь вам в преодолении конфликтов... потому что суть Теософии — это идея братства...(она) в корне меняет отношение человека к человеку, устраняя враждебность и утверждая чувства единения и братства. Что я могу пожелать вашему Обществу? Я просто хочу пожелать вам вдохновенья".

Было решено что на первоначальной фазе регистрации члены РТО должны будут стать "независимыми членами" МТО, а затем будут объединены в Ложи и зарегистрированы как Российское отделение. Нам были присланы специальные анкеты, которые мы заполнили. При этом были выдвинуты некоторые жесткие условия например такие, — не общаться с так называемым альтернативным Международным Теософским Обществом в Пасадине, не упоминать имен Рерихов, не признавать Агни-Йогу, и некоторые другие. Через год в декабре 1992 года в Петербурге для Россиян г-ном К.Бергом и его заместителем г-жой Ким Дью был проведен теософский семинар, затем состоялась встреча с членами московской и некоторых региональных отделений, где нам было предложено еще раз заполнить анкеты в присутствии г-жи Ким Дью, чтобы избежать попадания в члены МТО людей посторонних. При этом мы были пересчитаны «по головам» и затем это число было сверено с количеством наших анкет. Потом мы заполняли через некоторое время эти же анкеты еще раз, но так оказались и не принятыми в МТО ни в качестве независимых членов, ни в качестве отделения. Никаких письменных ответов с отказом на наши анкеты мы также не получили.

Несмотря на официальное нежелание признать нас юридически, фактически наше существование не отрицалось и с нами полноценно продолжали общение, просто замалчивая вопрос регистрации. Так уже в 1991 году член Центрального Совета РТО А.В.Гнездилов принимал участие в Европейском Теософском конгрессе в Германии, а Международный секретарь РТО Л.В.Бычихина в международном семинаре в Нидерландах. В 1992 году А.В.Гнездилов работал в летней школе Финского Теософского Общества и принимал участие в ежегодной Европейской конференции в Адияре. В октябре 1992 года А.В.Гнездилов и М.Н.Чирятьев участвовали в Форуме Европейских Теософских организаций различных теософских принадлежностей в Германии (Франкфурт на Майне, Мюнхен, Берлин, Гамбург).

Через некоторое время м-м Р.Бернье видимо, поняв всю нелепость и неприличность данной ситуации, чтобы каким-то образом изменить ее, назначила психолога из Магнитогорска Нину Велигон, занимающуюся при местном Горсовете вопросами воспитания детей, своим представителем в России и поручила ей некоторые секретарские функции. Ее помощниками стали москвичи Рустам Муртазин и Геннадий Польченко. Мы с этими людьми знакомы не были и они не являлись членами РТО. М-м Р. Бернье тоже не сочла нужным нам их представить. Ею предполагалось, что через данных представителей люди, проживающие на территории России, смогут выражать свое желание стать членом международного Теософского Общества, смогут передавать туда какую либо информацию о себе и получать ответы на свои вопросы.

Однако на деле все оказалось еще гораздо сложнее. Было негласно установлено, что если кто-то захочет вступить в общество в Адьяре, будучи полностью готовым к этому шагу и имея самые чистые, искренние и возвышенные намерения влиться в "ядро человеческого братства", ему необходимо непременно неоднократно побывать участником платного ежегодного семинара, где к нему можно будет приглядеться, и оценить степень его благонадежности. Жителей России заочно принимать в члены Общества опасаются, хотя такая практика существует для населения других стран. И никого не интересует, есть ли у человека материальные возможности приехать не то чтобы в Европу или Индию, а хотя бы просто в Москву, и оплатить проживание и участие в семинаре. Но из тех, у кого такая возможность есть, постепенно набирается какое-то количество «достойных» в Москве, Днепропетровске, Магнитогорске. Возможно, что когда наберется должное их количество, их объединят в Ложи и зарегистрируют как национальную Российскую секцию. Мы же оставили до времени попытки своего официального признания, а просто продолжали работу. До сих пор этот вопрос остается открытым.

За период с 1991 года по 1992 волна теософского возрождения прокатилась по России и республикам Союза, где тут же начали создаваться теософские общества и группы. Пришло время найти друг друга и объединиться единомышленникам, людям, которые разрозненно или небольшими группами проходили один и тот же Путь в поисках Истины.

Колоссальный энтузиазм и вдохновение, инспирируемые свыше, дали возможность в кратчайшие сроки и при полном отсутствии спонсоров и финансирования наверстать упущенные нелегальным существованием возможности по ознакомлению широкого круга людей с теософским мировоззрением. Перечислю наиболее значительные события:

апрель 1991 года — участие в организации и проведении Форума "За духовное единение человечества" памяти Е.П.Блаватской в г.Сочи;

май — проведение торжественного вечера, посвященного Дню Белого Лотоса в ДК "Меридиан" в Москве

июль — встреча с общественностью г.Коломна (культурный центр "Лига")

апрель 1991 года — участие в организации и проведении Форума «За духовное единение человечества» памяти Е.П.Блаватской в г.Сочи

май — проведение торжественного вечера: посвященного Дню Белого Лотоса в ДК «Меридиан» в Москве

сентябрь — организация и проведение конференции памяти Е.П.Блаватской на ее родине в г.Днепропетровске.
экспонирование выставки «Вестник Света» (авторы ЛебедеваЕ.С., Попов Д.Н.) прочитано 11 докладов

октябрь — в Москве в ДК "ЗИЛ" начал работу ежемесячный исследовательский семинар по проблеме: наука и теософия. Семинар открыл еженедельные встречи РТО в ДК "ЗИЛ".

ноябрь — в клубе им.Фрунзе (Москва) презентация музыкально-литературной программы С.Королева "Молитва"

декабрь — в ДК "ЗИЛ" начат постоянно действующий семинар "Вопросы Теософии".

декабрь — там же проведен музыкально-поэтический вечер, посвященный творчеству русских теософов. Снята видеозапись. Вечер открыл ежемесячные литературно-музыкальные встречи.

— организована документально-биографическая выставка, посвященная жизни и творчеству Е.П.Блаватской (авторы Лебедева Е.С., Попов Д.Н.) Выставка экспонировалась в городах: Львов, Новосибирск, Днепропетровск, Екатеринбург, Киев, Пермь, Березняки, Каунас.

— Общество приняло участие в организации выставки художника В.Т.Черноволенко в Москве и Коломне.

— сформирована выставка художественного дневника Л.Слободинского.

— открыты отделения РТО в Санкт-Петербурге (председатель Гнездилов А.В.), Калуге (председатель Белковский С.) и секции в Днепропетровске и Смоленске.

— создан слайд-фильм о Е.П.Блаватской (авторы А.Волосенко и Ю.Кулаков).

— снят видеофильм о творчестве художника С.Пономарева "Ритуальное проективное пространство. Египетская серия" (Авторы А.Волосенко, Ю.Кулаков).

— сняты видеозаписи ряда лекций, встреч и памятных событий; в том числе воспоминаний Ю.Ю.Лурье, торжественного открытия выставки "Библиотека и архив Е.П.Блаватской" в библиотеке им.В.И.Ленина в Москве

— проводилась систематическая работа по формированию архива РТО, архивно-библиографическому поиску в том числе материалов, связанных с жизнью и творчеством Е.П.Блаватской.

— перевод на русский язык и подготовка к изданию классического теософского наследия.

— январь 1992 года — на базе читального зала библиотеки ДК "ЗИЛ" начала работу публичная библиотека РТО

— август — создание при РТО издательства "Сфера"

— сентябрь — встреча в Санкт-Петербурге и Москве с председателем Финского Теософского Общества г-жой Кирсти Эло

— октябрь — теософские чтения РТО (Москва)

— ноябрь — проведение международного семинара РТО с участием делегаций и представителей из Финляндии, Эстонии, Литвы и руководства Европейской Федерации г-на Курта Берга и г-жи Ким Дью в Санкт-Петербурге

— декабрь встреча руководства Европейской Федерации с членами РТО в Москве

— открытие отделений в Серпухове, Саратове, Самаре

— начато проведение еженедельных научно-философских семинаров в Москве (руководитель С.А.Брусиловский), в Калуге (руководитель С.Белковский), в Санкт-Петербурге (руководитель М.Филимонова)

— опека Хосписа (Санкт-Петербург)

— создан фонд литературы РТО (Санкт-Петербург)

— в библиотеке Духовной литературы РТО (Москва) проведены книжные выставки: "Мир через культуру", "В поисках Света", "Нет религии выше Истины", "Учение Живой Этики", "Подвижник Земли русской Сергий Радонежский", "Н.К.Рерих — художник, мыслитель, писатель".

— проведение фотовыставки семьи Рерихов в г.Владивостоке

— выставка Е.П.Блаватской продолжила свое движение по России.

Вскоре появились новые отделения в Ростове-на-Дону и Новочеркасске, Смоленске, Сызрани.

Со времени возрождения РТО постоянно формировались новые группы, и в какой-то момент структура выросла и оказалась настолько сильной, что в ней начали проявляться законы жизни, которые проявляются в любом обществе и которые нельзя обойти. К категории этих элементов относится и то, из-за чего общества распадаются — болезни. Как только живой организм начинает подменяться структурой, он начинает отмирать. Это произошло и с РТО.

В октябре 1994 года в РТО произошел раскол и вся московская группа полностью выделилась в самостоятельное региональное отделение, но осталась в рамках Российского Общества. Новички, приходившие в официальное Теософское Общество, располагавшееся на улице Трехгорный вал в Москве и фактически превратившееся в издательство через некоторое время разыскивали выделившуюся Московскую группу и примыкали к ней, то же самое произошло и с региональными отделениями.

Не имеющая официального статуса центра Московская группа, не стремясь к этому и ничего для этого не предпринимая постепенно вновь стала координирующим и организационным началом в РТО. Надо отметить, что никакой внешней или внутренней борьбы между оставшимся в единственном числе председателем и отделившейся от него московской группой не было. Мы не предпринимали никакой активности по привлечению кого-либо на свою сторону, но центр на Трехгорке, оставшись энергетически пустым не мог больше ни привлечь, ни удержать около себя людей, этим процессом руководила сама жизнь.

Так прошло еще два года и к 1996 году стало ясно, что необходимо искать новые пути развития Теософского движения в России. Этому способствовали и сложности в ряде других духовных организаций, особенно Рериховской. Стала остро ощущаться необходимость объединения различных духовных школ и направлений, четко возникло знание того, что к Истине можно идти вместе различными Путями, уважая выбор каждого и соблюдая единые жизненные принципы и позиции. То, что когда-то разъединяло, теперь стало объединяющим началом.

В августе 1996 года лидеры Теософского движения Дроздова- Черноволенко М.Ф., Володарский Л.А. и Лебедева Е.С. обратились к единомышленникам с призывом объединения и реформирования существующих структур через документ, названный ими "Декларация трех" (Декларация Российского Теософа), а также к членам Центрального Совета РТО Даниилу Энтину (США) и Журавлеву В.А. (Донское Теософское общество) с просьбой начать активную работу по разрешению кризисной ситуации.

В октябре 1996 года Председатель РТО Попов Д.Н. сложил с себя свои полномочия, после чего должность председателя была упразднена. Всю ответственность за судьбу РТО взяла на себя рабочая группа, в которую вошли Дроздова-Черноволенко М.В., Володарский Л.А., Михайлов В.В, Лебедева Е.С. Московское отделение было преобразовано в конфедерацию теософских Лож, и была принята новая структура, тщательно проработанная и подготовленная Михайловым В.В. и Мухиным Л., коренным образом меняющая этику и энергетику взаимоотношений между членами и группами.

Объединение "Конфедерация Теософских Лож Российского Теосфского Общества" является общественным, добровольным, самоуправляемым. Его цель — проведение в жизнь идеи общечеловеческого Планетарного братства и синтеза духовной культуры человечества. Объединение КТЛ осуществляет следующий виток развития структуры РТО и ставит перед собой задачу Творческого соединения работающих в ключе Теософии всех духовных сил для координации совместных действий.

Традиционное построение общественных организаций с наличием авторитарного председателя допустимо для большинства социальных структур, но не всегда пригодно для духовно ориентированных организаций, Ее ведущий зачастую не является Духовным Учеником высокого посвящения или признанным самой организацией ее духовным наставником. В такой структуре по законам энергетики личность любого руководителя неминуемо окрашивает своим несовершенным восприятием реальности работу всей группы, иногда до неузнаваемости искажая нисходящий энергетический поток, предназначенный для использования группой.

С учетом накопленного опыта работы РТО новая структура выстраивается в соответствии с Универсальным Законом формирования высокоразвитого Живого Существа. Его потребностью становится адекватное восприятие и проведение всего доступного спектра Космической энергии с минимальным его искажением. Выравненность всех планов сознания такого Существа дает возможность каждому элементу своей структуры гармонично выполнять предназначенную функцию. Это исключает конфликтные ситуации как внутри любой группы, так и между ними.

Структура КТЛ образует многомерный кристалл сознания, упрощенная проекция которого представима в виде пятиуровневой круговой мандалы. Это полностью открытая структура и на ее самый внешний круг может прийти любой человек, принимающий как руководство к действию три известных пункта, сформулированных Е.П.Блаватской для теософского общества.

Первый круг — самый внешний — это круг ищущих. Здесь каждому предоставляется возможность осуществить задачи индивидуализации, продолжить процесс интегрирования личности путем приобретения и систематизации знаний, начать подготовку работы с сознанием. Взаимодействие людей Первого Круга осуществляется через работу открытых семинаров, лекций, встреч.

Второй круг — группы общения. Сюда приходят люди для взаимодействия в круге духовных единомышленников. Притяжение происходит по принципу энергетической совибрации или по закону Кармы с целью развязывания кармических узлов. В этом круге происходит обсуждение жизненных ситуаций, поиск своего луча. Постепенно начинает проявляться вектор Цели и Служения.

Третий Круг — группы последователей определенных Учений и религий, а также профессиональной или целевой ориентации. Эти группы могут быть ориентированы на конкретные научные исследования, творческую работу. Характерной особенностью некоторых групп этого круга может быть активная жизненная позиция, установление контактов с другими Духовными течениями, широкая общественная деятельность.

Четвертый Круг — зона переориентации на внутреннюю духовную работу. Выбор сделан. Путь означен. Цель видна. Акцент делается на ментально-творческую работу. Происходит активное распознавание своей вертикальной структуры — Канала Души.

Пятый Круг — самый внутренний и состоит из людей взявших на себя всю полноту ответственности за удержание той или иной жизненно важной точки в структуре конфедерации. Этот Круг является координационным Советом. Энергетический центр Круга свободен от присутствия в нем физического человека. Он полностью контролируется Духовным началом, сохраняющим в чистоте идею развития Теософского движения в России.

В целом структура конфедерации помогает каждому желающему пройти все необходимые этапы Духовного Становления. Она полностью открыта сверху и снизу. Здесь отсутствуют жесткие границы между Кругами, догматические положения, ограничивающие работу сознания и инициативу, отсутствуют узурпация права на Истину и иерархия личностей.

Члены конфедерации обязуются соблюдать некоторые уставные принципы поведения в частности:

— не допускать пропаганды и практики насилия в физической и энергетической форме

— не допускать высказываний и действий, ведущих к усилению расовой, национальной, религиозной, социальной и политической розни

— в своей политической деятельности член РТО не имеет права выступать от имени теософских организаций " (Из Устава МКТЛ)

Таковы основные положения нынешнего Устава РТО. И каждый кто согласен с этими положениями и хочет быть вместе с нами может беспрепятственно осуществить свое намерение.

Начиная с 1997 года наметились две тенденции, особенно ярко выраженные на периферии. Первая — слияние рериховских и теософских групп. И вторая — выход на контакт с РТО преимущественно готовых работающих структур. Если раньше нас находили через звонки или письма в основном частные лица, то теперь к нам присоединяются уже созданные группы.

Конечно, нам также как и в Адьяре хочется быть лично знакомыми с людьми, вливающимися в ряды РТО, но из-за объективных вышеупомянутых сложностей нам приходится довольствоваться перепиской и телефонными разговорами. И это общение не менее полноценно, насыщено и значимо, чем очные встречи. Тем более что мы видим своей задачей не руководство деятельностью этих обществ и не наставничество в их внутренней духовной жизни, а лишь обмен информацией и координацию совместных действий. Примерами такого сотрудничества могут служить вновь влившиеся к нам группы из городов Крымск (руководитель Ямакиди В.Д.), Сызрань (Карпушина Л.С.), Красноярск (Улитенко С.Н.), Кант (Киргизия) (Егорова Н.П.) Новомосковск (Плаксеева Л.А.), Нижний Новгород (Клишина Т.В.), Якутск (Баракина Н.В.) Запорожье Булдыгин В.И.).

Что касается внешней формы работы в Москве на нескольких площадках в настоящее время по-прежнему проводятся еженедельные семинары для членов РТО и всех желающих (руководитель Михайлов В), работает "Школа Арканов" (руководитель Мухин Л.) и группа, обучающая работе с выстраиванием индивидуального канала Души и основам медитативной практики в индивидуальном и групповом контексте (руководитель Михайлов В.)

Также в Москве группой под руководством Польченко Г. и Муртазина Р. проводятся еженедельные встречи членов Адьярского Общества с интересующимися Теософией. Под эгидой этого общества продолжают проводиться и ежегодные семинары. Правда пока эта работа проходит независимо от нас и мы надеемся в ближайшее время наметить возможные варианты совместных встреч и действий.

С 2000 г. в Интернете действует сайт www.theosophy.ru, где собирается информация о различных теософских группах и библиотека теософической литературы.

В регионах также теософские группы проводят разноплановую работу. Сейчас назрела необходимость обмена опытом и координации по многим позициям. В связи с тем, что провести очную конференцию не предоставляется возможным принято решение придать этой конференции заочную форму и таким образом решить некоторые организационные и сущностные проблемы, которые заложат основу для перехода на новый виток развития Теософского движения в России.

Таковы основные вехи истории Российского Теософского Общества за период с 1908 по 2000 годы.

Используются технологии uCoz