Шалва Александрович размышляет:

«Я искал, с чего начать объяснение сути гуманной педагогики, и, как ни странно, начал с созерцания звездного неба. Наверное, многие из вас любят смотреть на ночное небо, это удивительное зрелище. Откуда все это? Почему все так гармонично и прекрасно вокруг нас? И кто я в этом мироздании? Как песчинка…

Но в этой песчинке заложено все, что я вижу, думаю, чувствую. Песчинка – и беспредельность. Я хочу присоединиться к восклицанию Каменского, удивительного педагога: «Ребенок есть микрокосм, который способен вместить макрокосм». Песчинка вмещает в себя всю истину Вселенной.

Зачем мне, педагогу, созерцание звездного неба? Я должен понять себя как учитель… И через себя разгадать ребенка, чтобы моя судьба и судьба ребенка состоялись.

Знания, которые мы даем, должны стать жизнью для ребенка. Но знания сами по себе нейтральны: не хорошие и не плохие. Но как только переходят к человеку – приобретают силу, злую или добрую. Это будет зависеть только от человека, от его сердца…

В каждом взрослом изначально заложено чувство воспитания. А истинный смысл педагогики – заботиться о ребенке. Образ, заложенный в нем, и есть та тайна, которую мы должны искать».

* * *

«Педагогика – субъективное поле, сумма наших субъективных образовательных миров. И если взрослые, окружающие ребенка, будут единомышленниками, вообразите, какое возникнет субъективное пространство нашей воли.

Человек не рождается без родительского чувства, и с появлением ребенка во взрослом раскрывается вселенская книга педагогики».

* * *

«Педагогика – мера всех наук. Школьные предметы – как провода между учителем и учеником. Я протягиваю их и пропускаю свое отношение к вам: свою боль, огорчение, любовь. И не отметки мне нужны, не знание, а ваше отношение к этим знаниям, я через предмет пропускаю свет».

* * *

«Эта педагогика принимает ребёнка таким, каким он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяет учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и нравственности. Она поощряет педагогическое творчество… Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека».

* * *

« Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – твори добро. Независимо от того, заметят твое добро или не заметят его - твори добро. Независимо от того, принимают твое добро или отбрасывают его – твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом – твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения».

Источник:
Газета "Содружество", № 3, 2001 г.

Используются технологии uCoz