“Замечательный урок, Я дарю тебе цветок...”

Недавно в одной педагогической газете я прочитала о недовольстве одного школьника в связи с обучением его орфографии и пунктуации: “Кагда итак фсе; друг друга панемают? Пачему нильзя песать как, каму хочица?” Столь грубый образец вопиющей безграмотности на следующий же день я понесла своим четвероклассникам, написала на доске и попросила исправить текст. К счастью, ребята справились с этой задачей и искренне удивлялись тому, что кто-то может так писать.

На протяжении четырех лет на уроках письменноречевой деятельности дети не только привыкали к мысли, но и убеждались в том, что такие разделы, как каллиграфия, орфография, пунктуация, обслуживают письменную речь, которая ведет их по увлекательному пути творческого самопознания и самовоспитания.

Система выращивания в детях письменноречевой деятельности основывалась на принципах гуманной педагогики и строилась на идее Л.С.Выготского о том, что в процессе культурного развития ребенка происходят мощные благодатные изменения “благодаря овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно, общаться опытом со всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова”.

Созданный фейерверк приемов, способов раскрытия содержания и смысла учебного предмета, стиль общения с каждым учеником обеспечивают постоянный интерес к урокам. Выращивание в детях письменноречевой деятельности происходит по следующим направлениям: работа над красочностью слова и речи; использование особенностей интонирования речи в письменной форме; постижение нравственной стороны текстов, восприятие красоты и образности художественного слова; обогащение речи и чувств, воображаемых ситуаций и их письменное оформление. Детям также предлагается выполнение творческих письменных работ: мы - фантазеры, мы - рассказчики, мы - баснописцы, мы - журналисты, мы - писатели и поэты; выпуск газет и сборников; первых авторских книжек. Одно из направлений - развитие умения проверки, самопроверки, контроля, самоконтроля, оценки и самооценки.

Главное в работе учителя с детьми - это полное доверие их возможностям, уверенность в том, что они обязательно справятся с поставленными перед ними сложными творческими задачами, дадут правильное толкование нравственным понятиям. Оптимистический взгляд на возможности каждого ребенка, опора на его внутреннюю интуицию и врожденную универсальную способность глубинного чувствования языка никогда не подводили нас в педагогическом процессе.

Но самое главное, чего достигает ребенок благодаря обретенной способности, - это преодоление своей самости, умение смотреть на мир и самого себя глазами других. Ребенок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев полюбившихся рассказов, сказок, легенд и притч; привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему. Предметом и объектом развития становятся Слово, Мысль и Чувства, что усиливает образность восприятия окружающего, совершенствует личностные качества детей. И получается, что их судьбы и школьная жизнь переплетаются, становятся неотделимыми. В таком педагогическом процессе выращивания письменной речи дети постепенно начинают раскрывать свои творческие способности, свободно излагать в письменной форме собственные мысли, чувства, переживания, а некоторые проявляют более глубокое понимание Слова.

Ниже приводим несколько образцов литературного творчества двух учеников, которые в этом году заканчивают четвертый класс.

Творчество
Миши Краснопольского

Приходит время, и кончается перемена.
Начинается урок письменно-речевой деятельности.
Это не просто русский язык или математика,
Когда нужно просто писать или считать.
Здесь ты автор и писатель,
И можешь удивить весь мир.
Замечательный урок,
Я дарю тебе цветок.
(1 класс, март)

Жизнь - это время, течет оно.
Я думаю, как можно прожить его,
Не став человеком чести?
Но Высший Закон трудно понять.
И каждый сам должен свой путь выбирать -
Честный или бесчестный.
Но думаю порой, что последний час
Всевышний назначил каждому из нас
Для осознанья жизни.
(2 класс)

Задумался однажды я:
Иисус Христос,
Что сделал Он для нас
И почему был назван Богом?
Ответ я получил, когда подрос.
Иисус Христос учил Любви
К друзьям и недругам,
К великим и простым.
Он много исцелил людей,
Но исцелял он больше души.
Он злом на зло просил не отвечать.
Иисус Христос распят был на кресте -
Но мы ведь держим этот страшный крест.
(3 класс)

По сюжетным картинкам X. Бидструпа “Страшный рассказ”
Девочка к дедушке тихо зашла,
Книжку прочесть попросила она.
Страшные сказки угробят ребёнка,
Страшные сны ему снились тихонько.
Вот Фрэди Крюгер наживу пускает,
Дракула мерзкий у лампы летает.
Призрак кровавый скребётся у двери.
Лезут в окно к р о в о ж а д н ы е з в е р и.
Злая колдунья в углу притаилась,
Девочка с криком в постели забилась.
Девочка к дедушке утром зашла,
С ним разговор вот такой завела:
“Чтобы ребёнок спал сладко и крепко,
Нужно читать ему только про Репку!”
(4 класс)

Творчество
Дмитрия Агеева

Мои мысли о человечности в человеке
“Пеший конному в пути не товарищ”
(Митины объяснения смысла пословицы)

Пеший и конный не могут путешествовать вместе, потому что пеший не сможет угнаться за лошадью, а конный не может всё время сдерживать бег своего коня. Вот и будут они двигаться с разной скоростью.

Так и в других делах: если у людей разные возможности, тогда одно и то же дело они будут делать по-разному.

Например: мальчики Женя и Федя тренировались в лыжной секции. Женя никогда не пропускал тренировки, выполнял все задания тренера, даже если сильно уставал. А Федя ленился, часто пропускал занятия. Наступил день соревнований. Федя с удивлением смотрел, как быстро и легко мчится Женя по лыжне. Женя оказался первым, Федя не смог пробежать дистанцию.

Вот и оказался Женя “на коне”, только “конем” его были воля, упорство и трудолюбие.


В.А.Сухомлинский “Для чего говорят “спасибо”?”
(Рассуждения Мити о рассказе)

- А для чего говорить “спасибо”? Вроде бы это обычное слово, как другие сотни, тысячи слов, но стоит только задуматься...

Во-первых, человек говорит “спасибо” для того, чтобы отблагодарить и не остаться в долгу у того, кто сделал тебе что-то хорошее. А во-вторых, человек говорит “спасибо” не только для своего помощника, но и для себя, потому что тот, кто умеет быть благодарным, сможет сделать что-то хорошее и для других.


Рассказ по картине А.И.Лактионова “Письмо с фронта”

Всё началось с того, что кровожадному Гитлеру хотелось завоевать побольше земли и пролить русскую кровь. Народ поднялся на борьбу с врагом. Все мужчины от 18 лет ушли на фронт.

Это происходило 15 июня 1944 года в одной семье, из которой мужчины ушли на фронт.

В дверь постучал раненый солдат. Все вышли на террасу. Солдат передал письмо восьмилетнему мальчику, обученному грамоте. Он прочел краткую записку: “Живу хорошо. Скоро буду, ждите”. У всех проснулась в душе надежда, что скоро все будут вместе. Солдат прощается и уходит. Но до конца войны ещё целых девять месяцев...

Курс письменноречевой деятельности как учебный предмет введен в школах - экспериментальных площадках, работающих по системе гуманной педагогики. Созданы комплекты по развитию письменной речи (для 1, 2, 3 классов). Комплект включает: 1. Книгу для учителя, где раскрывается смысл гуманно-личностного подхода к детям и дана разработка содержания каждого урока с приложением “Проба пера детей”. 2. Сборники художественных текстов для каждой четверти. 3. Сюжетные картинки.

В.Ниорадзе,
доктор педагогических наук,
профессор Московского городского педагогического университета;
учитель, ведущий уроки письменноречевой деятельности в начальных классах

Источник:
Газета "Содружество", № 5, 2002 г.

Используются технологии uCoz