Высшее искусство — создание человека

В предыдущем номере журнала «Образование и общество» (№2, 2002 г.) в статье Л.Г.Проскуряковой «Интернет как средство обучения» было опубликовано обращение ведущего WWW-проекта «Учитель.ru» Сергея Софронова к учителям с приглашением к сотрудничеству на сайте fio.ru, где публикуются материалы об опыте лучших педагогов, методические разработки, обсуждаются проблемы современной школы и т.д.

Конечно, многие педагоги станут активными авторами публикаций на сайте и сами воспользуются его материалами. Однако, к сожалению, далеко не все российские учителя имеют такую возможность. Этим и объясняются многочисленные просьбы публиковать материалы сайта на страницах нашего журнала. Сегодня мы даем первую такую подборку.

В основе гуманной педагогики заложено иное отношение к ребёнку, нежели в педагогике традиционной. И это не только любовь, создание дружелюбной атмосферы и уважение к личности, но и раскрытие в человеке его высшего предназначения, его духовного начала. Каковы бы ни были поступки ребенка, его поведение, всё это изменчиво и поддаётся воспитанию. В глубине души каждого маленького человека сокрыто доброе, творческое, радостное начало — его высшая природа. Создавать условия для проявления и развития позитивного начала в человеке и есть дело гуманной педагогики.

Авторитарной педагогике свойственно подавление личности, ущемление самолюбия детей, угрозы, принуждение, жёст-кая оценочная система и тому подобное. Недаром авторитарную педагогику считают прямым наследием тоталитаризма. “Самый главный недостаток авторитарной педагогики в том, что она не позволяет всесторонне раскрывать свои способности и становиться полноценными личностями”, — подчёркивает Ш. Амонашвили.

Система гуманной педагогики — итог всей педагогической деятельности и поисков Ш. Амонашвили, ныне руководителя лаборатории гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете. А начиналось все в те далекие времена, когда Шалва Александрович, тогда еще просто Шалва, студент востоковедческого факультета Тбилисского университета, проходил практику в школе и выступал в роли пионервожатого. Именно тогда пришло понимание, что главное его призвание не дипломатия или персидский язык, а школа и дети. Амонашвили стал учителем начальных классов. В начале 60-х годов сотрудники НИИ педагогики в Тбилиси создали лабораторию экспериментальной дидактики для исследования проблем начального обучения. Амонашвили вошел в число преподавателей первой экспериментальной школе №1 города Тбилиси. С тех пор его профессиональная деятельность была прочно связана с утверждением новых взглядов на обучение в школе, с развитием “гуманной педагогики”.

“Педагогический процесс должен быть направлен на воспитание и развитие свободы личности ребёнка, надо не готовить его к жизни, а воспитывать в нём саму жизнь”.

По замыслу Амонашвили, ребёнок должен стать добровольным помощником, союзником учителя и родителей в процессе собственного воспитания. Маленькому человеку необходимо показать, что процесс познания может быть увлекательным и интересным, заразить его поиском, открытием нового, желанием исследования. Одновременно важно научить его понимать самого себя, адекватно оценивать черты собственного характера, развивать присущие именно ему способности и умения. В процессе работы с детьми Амонашвили учился сам и сделал множество открытий, кажущихся теперь простыми и лежащими на поверхности: оказывается, ребёнку нравится расти, становиться лучше, умнее, добрее, если его умело и вовремя направлять.

“Те дети, которые вырастают агрессивными, злыми, жестокими, — это продукт подавляющей авторитарной педагогики, которая не даёт проявиться естественным жизненным силам ребёнка. Но суть дисциплины — не в подавлении энергии, шалостей, а в преобразовании их”. Урок, проводимый на основе методик Амонашвили, продолжается всего 35 минут. Он должен быть эффективным, насыщенным, но не утомлять ребёнка. Энергия детей должна находить выход, поэтому ни в коем случае учитель не станет требовать от ребят, чтобы они сидели неподвижно, слушали только его и высказывались только с разрешения. Желание поделиться своими догадками друг с другом не пресекается. Но сам процесс познания столь интересен детям, что они не отвлекаются на постороннее. Здесь же, на уроках, малыши развивают в себе такие необходимые качества, как умение внимательно слушать собеседника, выдержку, терпение, аккуратность. И причина не в том, что в случае неповиновения или плохого поведения учитель может закричать на ребенка, вызвать родителей или отправить к директору. Нет. Ученику просто некогда отвлекаться на глупости, когда он становится полноправным участником событий, диспутов, проходящих в классе. Методологи насчитали более 400 особых педагогических приёмов, использующихся в рамках системы гуманной педагогики, которые стимулируют рост и развитие личности ребёнка, его познавательных способностей.

Шалва Александрович — частый гость в школах и вузах. Он проводит семинары, мастер-классы, «круглые столы», посвященные проблемам образования. Часто в результате этих встреч создаются новые центры гуманной педагогики, открываются школы и классы, реализующие гуманно-личностный подход в образовании. Сообщества последователей гуманной педагогики, самостоятельно ведущие научно-методический поиск и разработку образовательного процесса, организованы в 65 городах.

Когда-то заветной мечтой Шалвы Амонашвили было издание антологии гуманной педагогики — серии классики педагогической мысли. И пять лет назад в Москве был открыт “Издательский Дом Шалвы Амонашвили”. Увидели свет труды великих педагогов прошлого: Коменского, Сухомлинского, Песталоцци, Ушинского, Монтессори, Вентцеля, Макаренко. Всего выпущено 35 книг и готовятся к выходу новые. По утверждению самого Шалвы Александровича Амонашвили: “Гуманная педагогика — это вечная педагогика. И именно из классиков я взял многие свои взгляды… Она есть искусство самое высшее, которое доступно человеку, потому что творит из него Высшего Человека”.

 

Оригинал :
Образование и общество. №3 2002
http://www.education.rekom.ru/3_2002/fio.htm

Используются технологии uCoz