Живу, жертвую и жду

Три принципа гуманной педагогики Шалвы Амонашвили. На прошлой неделе в Риге побывал знаменитый педагог, новатор, гуманист, ученый ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ АМОНАШВИЛИ. Личность совершенно легендарная.

Академик Амонашвили отдал экспериментальной педагогике 50 лет жизни! А новаторство во времена «руководящей и направляющей роли партии» было делом рискованным. Несколько раз лабораторию Амонашвили в Грузии пытались закрыть, созданную им 1–ю экспериментальную школу города Тбилиси, известную во всем мире, — расформировать, его методики обвиняли в буржуазном уклоне. Педагога бесконечно таскали «на ковер» в партийные органы. По собственному признанию Шалвы Александровича, он страшно боялся этих вызовов. Каждый раз шел туда, как на Голгофу, ожидая очередного разноса и потери партбилета. «Как много отравил мне в жизни этот страх», — с горечью признался педагог. Но мужество заключается не в отсутствии страха, а в способности преодолеть его в себе. Шалва Александрович не отступился от своих идей. И сегодня он во всем мире известен как основатель Гуманной педагогики.

Уникальный опыт Шалвы Амонашвили, результаты его многолетних исследований обобщены в книгах и пособиях, которые стали настольными для нескольких поколений учителей и родителей.

В Риге Шалва Александрович провел пятидневный семинар для латвийских учителей. Воодушевление аудитории было таково, что его немедленно пригласили приехать вновь — уже в регионы, откуда не все учителя смогли добраться на этот семинар. Теперь академика ждут в Резекне и Цесисе. Но поскольку общественный интерес к теме был огромен, а пообщаться с прославленным педагогом мечтали не только учителя, то Шалва Александрович по просьбе Рериховского общества выступил перед свободной аудиторией в церкви св. Петра.

Мне посчастливилось побывать на этих встречах в минувшие выходные. В зале было холодно — в церкви почти не топят. Но холод атмосферный отступал перед щедрым душевным теплом, которое шло в зал от алтаря, где у микрофона стоял невысокий человек с негромким, слегка надтреснутым голосом.

Шалва Александрович вынул из внутреннего кармана несколько маленьких листочков — «Это мой конспект». И бросив лишь беглый взгляд на свои записки, заговорил с нами так сердечно и доверительно, словно мы близкие люди, друзья и единомышленники. Шалва Александрович говорил вроде бы простые, совершенно очевидные вещи, но очевидными для нас они становятся лишь в устах мудреца. К сожалению, примеры, которые он приводил из собственного опыта — не учителя, но отца двоих детей, придется оставить за рамками статьи — в силу ограниченности газетной площади. А жаль — эти маленькие, выстраданные сюжеты наполняют жизнью те мысли гуманиста, которые я попробую изложить конспективно.

— Первый вопрос, на который я всегда для себя искал ответ, —

1. Что такое ребёнок?

Только спустя много лет я нашел ответ: ребенок — это гость в нашей семье. Родители дают ему лишь тело — инструмент для развития души. А душа младенца нам не принадлежит — она пришла от высших сил, от Бога. Мы, родители, часто движимы не столько истинной любовью к своим детям, сколько эгоизмом. Мы хотим, чтобы они своей судьбой исправили наши собственные упущения, чтобы они тешили наше честолюбие своими достижениями и позаботились о нас в старости.

Но на самом деле каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы исполнить свое предназначение. Каждый ребенок — носитель единственной на Земле миссии. Своя миссия была у Пушкина. Но своя миссия была и у его няни Арины Родионовны, без которой Пушкин как великий поэт не состоялся бы. Задача родителей — помочь раскрыться предназначению своего ребенка. Это — главное! Нет ничего горше, чем жизнь вне своей судьбы.

2. Как воспитывать своего ребёнка?

Существует масса методик и советов, но суть одна — «кнут и пряник». Поступил хорошо — молодец, послушный мальчик — похвалим. Напроказничал, ленится — накажем. На самом деле воспитывать можно только образом жизни. Говорят ли в семье языком добра или зла, криков или молитвы, языком хамства, грубости или языком любви и красоты — таким будет расти и ваш ребенок. Чутким, добрым или бессердечным и наглым. Если в вашей семье язык звучит как музыка, если в семье малыш видит взаимное уважение и заботу — этого достаточно. Больше никаких методов воспитания не нужно.

Помните, что брань, злоречие младенец впитывает даже во сне. Вот у вас по телевизору звучат ругательства, вопли и взрывы, а в соседней комнате спит новорожденный. Думаете, это ему никак не может повредить? Ошибаетесь! Сознание младенца работает днем и ночью — его речевая функция спешит развиваться. Знаете ли вы, что при дисгармоничных звуках состав крови человеческого плода изменяется — в нем появляются отравляющие вещества — империлы, которые не разлагаются, они остаются в организме человека на всю жизнь.

Вместе с рождением ребенка рождаются еще два человека, которых не было на свете, — отец и мать. Став родителями, вы становитесь качественно иными людьми. Хотите воспитывать ребенка — посмотрите, насколько воспитаны сами. Стань сам лучше — вот одно из условий гармоничной семьи.

3. Как помочь ребёнку взрослеть?

У ребенка от рождения есть три страсти. Это страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе. Он их раб. У каждой страсти свои законы. Каждая есть и благо, и хождение у пропасти. Если окружение ребенка расшатано, то любая из этих страстей может стать для ребенка губительной. Если рядом не будет мудрой маленькой мамы, мудрого маленького папы, бабушки или дедушки, то рядом с вашим ребенком обязательно окажется мудрый маленький сатана.

Но что нам делать, когда ваш сын или дочка уходит от вас — в школу, на улицу, к друзьям? Вы не знаете, что там происходит. Дети умеют скрывать от взрослых свои тайны. Здесь путь один — доверие. Пусть отец выстроит отношения с сыном, как с братом, а дочь будет относиться к матери, как к сестре. Тогда в трудной ситуации просто спросите у сердца: как мне поступить? Сердце подскажет самые точные слова, которые ваш ребенок обязательно услышит.

4. Как помочь ребёнку развиваться?

Природа ребенка несет в себе огромное количество возможностей. Но на все есть календарные сроки. Если вы сажаете семя в землю, старательно его поливаете, то в установленный срок — не раньше и не позже — оно проснется, выбросит побег, потом распустит свои листочки, заложит соцветия... Но что будет, если семя не поливать? Оно может вовсе не взойти, или росток будет чахлым, не зацветет и не будет плодоносить. Если вы упустили сроки и не помогли развиться в вашем ребенке той или иной функции, то она может исчезнуть навсегда. Например, дети до трех лет легко и естественно осваивают иностранные языки. Упустили время — все, дальше обучение идет уже только с усилием воли. Ищите способы, чтобы ребенок в детстве не потерял свое богатство.

За шалости можно ругать. Но нельзя их запрещать. Потому что именно шалость движет науку, искусство, профессии. Ведь кто такой Эйнштейн? Это просто хулиган в науке. Он перевернул все представления в физике, возмутил весь научный мир, сделал в фундаментальной науке то, что до него было не принято делать. Шалость — это выход из нормы, высшее проявление творчества. Прилежный ребенок нас радует, но не обязательно у него идет развитие природных и духовных сил. Ребенок все время ищет трудностей, потому что через их преодоление идет развитие личности. Понукательная педагогика — Не трогай! Замолчи! Немедленно прекрати! — этот процесс тормозит. В отличие от понукательной, гуманная педагогика — это три «Ж»: живу, жертвую и жду. Вот что есть воспитание.

Наталья СЕВИДОВА

Оригинал :
Газета «Вести Сегодня», 10.01.02.
http://yro.narod.ru/bibliotheca/amon.htm

Используются технологии uCoz