Возьмите полную чашу терпения...
В Юмераской школе третий день идет авторский семинар академика Шалвы Амонашвили


Должно быть, не случайно семинар открыли фактически сами дети. Маленькие, улыбчивые, в беленьких рубашках и блузочках, они негромко, но дружно спели песню, в которой мелькали слова, созвучные тематике семинара: «В детстве мы крылаты...» Януш Корчак, удивительный человек и знаменитый педагог, когда-то утверждал, что дети — поэты, дети - философы. Поэты, потому что крепко любят и легко сердятся, философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь. Быть может, это звучит несколько наивно. И все же по существу верно.

А потом? Куда все это уходит? Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — столь большая редкость? Быть может, это один из самых глубоких и трагических вопросов жизни. Тем более сейчас, когда детей окружает столько опасностей, не существовавших или хотя бы не столь заметных раньше. Возможно, прежде всего виноваты сами взрослые? Чего-то не поняли, растоптали душевное состояние, которое уже не повторилось. Вот и умер поэт, умер философ... Возможно, достаточно хотя бы один раз не понять ребенка, оттолкнуть, обидеть его, чтобы навсегда обеднить внутреннюю жизнь человека.

Недаром Марина Андреевна Баранюк, директор Юмераской школы, открывая семинар, сказала, что дети ждут от нас помощи, они ждут от нас внимания. В самом деле, как научить ребенка любить, быть человечным, если не умеешь любить сам?

Удивительный это человек, Марина Андреевна. В ней все время как будто горит огонек, не давая ей самой успокоиться, угомониться и привлекая к ней людей. Уже потом, выступая перед учителями и родителями, Шалва Александрович скажет, что даже не думал, не ожидал, что его идеи будут здесь так подхвачены, что из короткой встречи «вспыхнет такой пожар», разовьется столь длительное и серьезное взаимодействие. И вправду... Школа уже около года старается опробовать, внедрить способы, методы работы с детьми, показанные, подсказанные академиком Амонашвили.

Сам приезд его в Эстонию — большое событие. Ведь Амонашвили — из плеяды новаторов, великих педагогов. Между прочим, Михаил Стальнухин, депутат Рийгикогу и член парламентской комиссии по культуре и образованию, приветствуя собравшихся, сказал, что, готовясь к семинару, заглянул в книги знаменитых педагогов разных времен, прочитал высказывания Песталоцци и других. И снова увидел, насколько живы и актуальны высказывания, мысли Амонашвили.

Между прочим, Лев Толстой, создатель поразительной, почти фантастической школы в Ясной Поляне, где сам и был учителем, с горечью говорил о невежестве, вольной или невольной жестокости учителей по отношению к детям, «глупости и дисциплине механического учения, и тусклых, без света глазах учеников»... Но надо слышать, как говорит о школе, об учителях и учениках Амонашвили.

Кстати, услышать его захотели многие. Школьный зал был полон. Пришли учителя Юмераской школы, собрались директора и педагоги других школ. В зале оказалось и немало родителей учеников. Приветствовать академика, приехавшего из России, пришли и представители Таллиннского департамента образования Меэлис Конд, Наталья Лапикова и другие. Были и ученые, специалисты в области образования, сотрудники Таллиннского педагогического университета Энн Сийм и его соратники.

Иной раз на фоне приветственных речей и серьезных разговоров вдруг становились явственно слышны звуки, издаваемые грудным ребенком. И многие оглядывались с явным недоумением. А мы с Аркадием Присяжным, председателем правления Союза объединений российских соотечественников, вспомнили, как перед началом семинара помогли молодой матери поднять по школьным ступеням коляску с грудным ребенком. Конечно, мы и предположить не могли, что эта молодая мать тоже спешит на семинар. Но Яана Силларт оказалась здесь же, в этом битком набитом зале. И потом, когда мы подошли к ней, она сказала, что сейчас, пока ее ребенку всего пять месяцев, она должна понять, как нужно растить и воспитывать его. Как тут не вспомнить старую притчу о мудреце, который на вопрос пришедшей к нему женщины: когда надо начинать воспитывать девятимесячного ребенка, с горечью покачал головой: она уже опоздала с этим вопросом на девять месяцев. Так вот — как не опоздать? Как сделать, чтобы дети получили то, что мы хотели бы в них заложить? Об этом, в сущности, говорил и Аркадий Присяжный, рассказывая о том, что работа с подрастающим поколением стала одним из приоритетных направлений деятельности Союза объединений российских соотечественников. Он отметил, что СОРСЭ старается делать все, чтобы поднять авторитет русского человека, как в русской, так и в эстонской общине. Он поблагодарил академика Амонашвили за то, что именно здесь, у нас, проводится такой семинар, который должен дать толчок педагогической работе, вообще работе с детьми, тем более, что, как отметил Присяжный, «наши цели во многом совпадают». В самом деле, разве мы хотим не того же, о чем говорит Амонашвили?

А сам Шалва Александрович сказал, что, как ни странно, очень волнуется. Потому что каждая встреча с учителями, тем более учителями незнакомых прежде школ, для него — событие. Уточняются мысли о педагогике, меняются представления об учителе. Он заметил, кстати, что встречи с педагогами стран Балтии для него особенно интересны. Люди здесь, сказал он, сдержанны, ничего сразу, без раздумий не берут на веру. И тут тем более интересно размышлять вместе. Тем более, что потребность в гуманной педагогике ощущается все острее.

Раньше новаторов, как он выразился, выгоняли из школ. Однако теперь уже видно, что авторитарная педагогика изжила себя. И ясно, что надо искать другие подходы. Почему мы ищем выход из кризиса именно в гуманной педагогике, спросил Амонашвили, обращаясь к залу? Впрочем, чтобы ответить на этот вопрос, надо, очевидно, поработать с Амонашвили все эти дни семинара. Тем более, что он как будто ничего никому не навязывает. Он думает вместе с учителями, утверждая, кстати, что учитель в своем творчестве безграничен и что надо верить в себя, в свое сердце, в свои возможности и в свое предназначение.

Семинар академика Амонашвили продолжается. И мы постараемся еще вернуться на страницах нашей газеты к тому разговору, который идет на нем.

Нелли КУЗНЕЦОВА

Оригинал :
"Молодежь Эстонии" | 10.05.02
http://www.moles.ee/02/May/10/11-2.php

Используются технологии uCoz