Программа
опытно-экспериментальной работы школы №38 Приморского района
по реализации гуманно-личностной педагогики в центре "Школа жизни"
(начальная ступень образования)

Автор проекта: Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования школа № 38

Директор: Руденко Светлана Георгиевна

Научный руководитель: академик РАО, д. п. н., профессор Ш. А. Амонашвили

Актуальность, значение опытно-экспериментальной работы

Современное состояние общества, которое переживает наше Отечество, призывает к осмыслению и поиску решений для выхода из того кризиса, в котором оно находится.

Что же происходит вокруг нас?

Мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Мы встречаемся с безответственными и безнравственными людьми, которые пытаются везде извлечь для себя пользу. Полоса технократической эпохи, эпохи интеллектуализма и погони за материальными благами исказила облик человека. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его замкнулись на личном благополучии. Кризисная ситуация в стране в последнее время обострилась обнищанием старых и больных людей, разделением общества на очень богатых и очень бедных. Увеличилось число бездомных детей. Распространяется курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Растет преступность, участились суицидные случаи. Рождаются больные дети. Многие молодые люди испытывают трудности в выборе профессии, не имеют возможности найти работу.

Отчаяние, неуверенность в завтрашнем дне, апатия и неспособность к активным действиям привело к образованию духовного вакуума. А ведь духовная жизнь есть та скрытая нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материализованную дейcтвительность.

Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками. Упадок духовной жизни не только задерживает эволюцию человечества, но и возникает опасность давать знания малоразвитому и необлагороженному человеку, человеку искаженной души и озлобленного, огрубелого сердца.

Традиционная школа, основанная на авторитарной педагогике, утеряла суть духовности и суть радости, она стала учебным заведением, вооружающим подрастающее поколение знаниями, умениями и навыками, дающими владение основами наук. Причем эти знания, эти "основы наук" не проходят через душу и сердце ребенка. Поэтому воспитательная значимость этих знаний умаляется, а результат воспитания искажается. Фактически в авторитарной педагогике образовательный (педагогический) процесс превращен в обучающий.

Продолжение работы школы в русле авторитарной педагогики будет губительным для образования и общества. Поэтому появилась актуальнейшая, острейшая необходимость построения учебной и воспитательной работы на совершенно иной основе. И этой основой является гуманно-личностная педагогика, суть которой определяется не только целями и задачами, достигаемыми в результате длительного образовательного процесса, а еще и средствами, которыми они должны быть достигнуты.

Суть средств достижения целей раскрывается в общении, которое несет детям каждодневную радость, утверждает в них личность, дарит им свободный выбор, зажигает для сотрудничества. Это Педагогика Успеха. Это Классическая Педагогика, прикладным аспектом которой является гуманное педагогическое мышление. Главными принципами такой педагогики являются природосообразность, радость и успех. Ребенок есть частица Природы, и в нем она продолжает совершенствоваться.

Опытно-экспериментальная работа по созданию Центра гуманно-личностной педагогики Школа Жизни позволит построить качественно иную модель образовательной системы.

Новая школа будет воспитывать поколение, обогащенное новыми духовно-нравственными, научными, культурными ценностями, поколение, способное возвысить общество, Отечество на более высокую эволюционную ступень.

Обоснование готовности педагогического коллектива школы к проведению опытно-экспериментальной работы

1.Развитие экспериментальной работы в школе

Школа № 38 открылась в 1988 году в Приморском районе.

Особенности школы-новойстройки, вобравшей в себя детей из разных районов города, большое число детей из многодетных (30%) и малообеспеченных (70%) семей, отсутствие мест проведения досуга, отдаленность от центра города и трудности с транспортом побудили педагогический коллектив с первых месяцев своего существования включиться в экспериментальную поисковую работу с целью объединения усилий учителей, детей, родителей, создания творческой атмосферы сотрудничества для решения единых, общих задач.

В 1990-92 г. г. педагогический коллектив работал над общешкольной проблемой "Ориентация учащихся на социально-значимые ценности" под руководством докторанта кафедры общей педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Кирьяковой А. В., научным консультированием д. п. н., профессора Ахаян Т. К.

В качестве основных социально-значимых ценностей были приняты такие как "Человек", "Жизнь", "Познание", "Отечество", "Труд" и "Красота". Велась экспериментально-исследовательская работа, в процессе которой выяснялось отношение детей к указанным ценностям. Так, например, выяснилось, что отношение к труду как ценности было наиболее активным у учащихся младших классов, а к 7-8 классам менялось в отрицательном направлении, зато повышался интерес детей друг к другу, то есть к человеку, познанию. Выяснилось также, что ряд детей имеет повышенный уровень тревожности.

В результате этих исследований было усилено внимание к работе с родительской общественностью, 2 раза в год стали проводиться общешкольные конференции с активами родительских комитетов, приглашались на беседы специалисты: врачи, работники правоохранительных органов, психологи.

К концу 1992 - началу 1993 года педагогический коллектив достиг определенных успехов в решении проблемы ориентации школьников на социально-значимые ценности.

В то же время, учитывая, что выявился наибольший интерес у учителей в сторону развития познавательной деятельности (то есть усилилось внимание к такой человеческой ценности как "Познание"), в течение 1993 - 1995 г. г. педагогический коллектив школы работал над проблемой "Ориентация учащихся на познание как средство развития творческого потенциала личности в условиях учебно-педагогического комплекса". Была создана модель школы-комплекса, и экспертный совет Приморского района на заключительной экспертизе в мае 1995 года сделал заключение о том, что школе № 38 может быть присвоен статус учебно-педагогического комплекса. Школа фактически превратилась в образовательный, воспитательный и культурный центр микрорайона. Были созданы следующие основные звенья учебно-воспитательного процесса:

Детский сад  -  Начальная школа  -  Неполная средняя школа (лицеи, ПТУ)  -  Профильные классы (ВУЗы)

Однако из-за отсутствия типового положения (хотя все необходимые документы по школе-комплексу № 38 были разработаны) такой статус не был присвоен. Школа, оставаясь экспериментальной площадкой, продолжала заниматься опытно-экспериментальной работой.

С 1992 года по настоящее время в начальной школе ведется научно-исследовательская работа по проблеме: "Реализация коммуникативного направления в процессе обучения русскому языку". Цель этой работы - внедрение в практику обучения школьников 1-6 классов программы опережающего речевого развития как фактора, позволяющего выявить резервы развития личностной и когнитивной сфер психики учащихся, которые оставались невостребованными в процессе традиционного обучения.

В 1994 году было создано творческое объединение учителей района и города "Речевая мастерская". В настоящее время создана программа, в 1998 году опубликованы пособия для учителей и учеников 1,2 классов, готовятся к изданию пособие для 3 класса и методическое руководство для учителей.

С 1996 года школа участвует в городском эксперименте по реализации проекта "Школа Равных Возможностей".

В течение 1995-1996 годов педагогический коллектив школы строит свою работу на основе концептуально-философской теории гуманно-личностной педагогики д. п. н., профессора, академика РАО Ш. А. Амонашвили.

В декабре 1995 года Ш. А. Амонашвили провел пятидневный семинар для учителей города и района.

В начале 1996 года был издан трактат Ш. А. Амонашвили "Школа Жизни" для начальной ступени образования. В школе для учителей Приморского района была создана творческая лаборатория "Школа Жизни", целью которой было овладение теорией и методикой гуманно-личностной педагогики. Таким образом школа, работая в инновационном режиме, находясь в состоянии постоянного поиска наиболее актуальных путей развития с первых лет своей деятельности главное внимание уделяла проблемам воспитания личности Ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Это позволило создать творческий коллектив учителей-единомышленников, способных и готовых к опытно-экспериментальной работе по реализации идей гуманно-личностной педагогики в Центре "Школа Жизни".

2.Создание педагогических условий в классах Школы Жизни.

В Школе Жизни должны создаваться специальные педагогические условия, без которых невозможно построение новой образовательной системы Школа Жизни.

К таким педагогическим условиям, которые в школе стали создаваться, относятся:

1. Проведение целенаправленной систематической работы с учителями, родителями по изучению классики гуманно - личностной педагогики.

2. Наличие учителей, основывающих свою творческую деятельность в соответствии с основными идеями и принципами гуманно - личностной педагогики, изложенными в трактате Ш. А. Амонашвили "Школа Жизни". Учитель Школы Жизни, являясь творцом строительства образовательного процесса, обладающий Педагогической Верой в Ребёнка, учитель - исследователь главное внимание уделяет общению, созданию сотворческих, содружеских отношений в школе, семье, между детьми, учителями, родителями, раскрывает и развивает в Ребёнке заложенные Природой страсти: к развитию, взрослению, свободе.

3. Внесение изменений в учебный план, введение новых учебных курсов, переосмысление целей и задач основных учебных предметов с точки зрения содержания, интеграции знаний, с последующей разработкой нового образовательного плана.

4. Разработка новых форм и методов организации детей на уроке (право вносить изменения в план урока, настрой на урок, урок - праздник, урок посвящённый кому - либо из близких, обязательный отсчёт урока, участие детей в проведении урока и т. д.).

5. Установление отношений сотрудничества, взаимодействия, создание атмосферы сотворчества, опора на Успех Ребёнка.

6. Уделение особого внимания роли содержательной оценки. Оценочная деятельность учителя ориентируется на личность Ребёнка, способствует его продвижению по лестнице Успеха. Она помогает Ему совершенствоваться, усиливает мотивы познания, закрепляет Веру Ребёнка в себя, развивает его самостоятельность. Содержательная оценка может быть дана учителем, одноклассниками и самим учеником (взаимооценка и самооценка).

7. Способствование развитию индивидуальной творческой деятельности детей (с первых дней в школе - маленькие сочинения, рассказы, затем книжки, стихи, спектакли и т. п.).

8. Создание системы работы с родителями, "очеловечивание" среды вокруг Ребёнка.

9. Установление специального режима функционирования для учеников Школы Жизни (группы продлённого дня, наличие квалифицированного воспитателя (учителя) во второй половине дня и составляющего с основным учителем гармоничный дуэт, продолжение образовательного процесса во вторую половину дня, перенесение туда предметов развивающего блока и т. д.).

10 Материально - техническое обеспечение, создание предметно - пространственной среды Школы Жизни (необходимость двух помещений для учебных занятий и отдыха, комнатка (уголок) для уединения, ТСО, комнатные цветы, ковры на полу, кресла для отдыха, дополнительные доски и т. д.).

В процессе проведения экспериментальной работы специфические условия могут быть расширены.

3. Достижения школы.

1. Экспериментальная работа по созданию классов Школа Жизни.

2. Изучение и практическое применение принципов гуманно - личностной педагогики в образовательном процессе. Создание творческого коллектива сотрудников - единомышленников, атмосферы поиска и созидания. Учителя дорожат школой, позитивно относятся к проводимым экспериментальным исследованиям. Уменьшилась текучесть кадров. Учителя активно участвуют в аттестации, конкурсах педагогических достижений.

Педагогический коллектив - 121 человек. Из них:

      • 19 имеют высшую квалификационную категорию
      • 20 имеют первую квалификационную категорию
      • 37 имеют вторую квалификационную категорию
      • 6 награждены значком "Отличник народного образования"
      • 1 награждён знаком "За гуманизацию школы Санкт - Петербурга"
      • 3 являются кандидатами наук.
      • 30 учителей в 1997 - 98 учебном году окончили курсы повышения квалификации при УПМ "Педагогическое проектирование".

3. Ведение экспериментальной работы по проблеме "Развитие речи школьников 1 - 6 классов на основе коммуникативного подхода, реализуемого в преемственной связи между начальной и средней школой"

4. Участие в городском эксперименте по проекту " Школа Равных Возможностей".

Значительно расширено дополнительное образование. Открыто 73 кружка и 7 спортивных секций. Работает 69 педагогов. Используются программы дополнительного образования.

Создана и активно работает служба психолого - педагогического сопровождения, в состав которой входят, валеолог, логопед, врач - реабилитолог, педагог - психолог, социальный педагог, коррекционный педагог.

5. Разработана программа воспитательной работы "Общечеловеческие ценности - основа образовательного процесса", в которой учителя, ученики и родители становятся полноправными субъектами воспитания.

Создано школьное самоуправление.

Учащиеся реализуют свои способности через творческие ученические объединения: литературно - музыкальная гостиная "Поэзия", творческая мастерская "Горница", Пресс - Центр издаёт газету "Школьная Пора", работает радиостудия. В течение последних трёх лет проводятся соревнования по параллелям за звание "Лучший класс года". Установилось содружество родителей и учителей. Родители активно помогают школе, участвуют в решении школьных проблем, поддерживают опытно - экспериментальную работу.

В результате целенаправленной воспитательной работы улучшились взаимоотношения между учащимися. Они стали более приветливыми, открытыми, общительными, стараются помогать друг - другу, более уважительно относятся к взрослым. Уменьшается число детей, стоящих на учёте в ИДН. Так:

в 1995 году - 12
   1996 году - 6
   1997 году - не было
   1998 году - 2
   1999 году - 1.

6. В течение последних 5 лет реализуется программа "Школа - ВУЗ".

Созданы профильные классы:

      • медицинский - на базе Военно-Медицинской Академии
      • экономический - на базе Университета Экономики и Финансов
      • технический - на базе Технического Университета и Академии Холода и Пищевых технологий
      • естественно-научный - на базе Педагогического Университета им. А. И. Герцена

а последние 3 года процент поступления учащихся в ВУЗы имеет следующие показатели:

      • 1996 год - 75%
      • 1997 год - 81%
      • 1998 год - 82%

За особые успехи в учении учащиеся награждены серебряными и золотыми медалями:

      • 1996 год - 2 серебряных
      • 1997 год - 2 серебряных
      • 1998 год - 4 серебряных 2 золотых

      7. Для обеспечения реализации программы Школа Жизни в 1998 году в школе были открыты 2 группы дошкольного отделения для детей 4 - 6 лет.

      Созданы группы подготовки дошкольников "Школы раннего развития".

Философия концепции эксперимента

В основе эксперимента лежат идеи авторской концепции Ш.А. Амонашвили по созданию "Школы Жизни", где школа понимается как процесс движения по "скалистым ступеням" к духовности детей, к воспитанию нравственности.

Ум, постигая знания через сердце и духовность, способен направить человека на творение добра для людей, общества, государства, человечества.

"Школа жизни" воспринимает Ребенка как чудо, как Явление, признанное выполнять свою Миссию в жизни. Гуманно-личностный образовательный процесс в "Школе Жизни" строится на целостности Природы Ребенка. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого Ребенка и это движение происходит через силы, через стихийные "страсти": к развитию, к взрослению, к свободе. Ребенок как частица Космоса, как микрокосмос несет в себе величайшую энергию, Дух, благодаря которому он сможет жить и выполнить свою Миссию.

Социальная и предметно-пространственная среда "Школы Жизни" в зависимости от своих качественных характеристик (свойств) содействует более полному проявлению задатков каждого Ребенка. "Школа Жизни" особое внимание уделяет Воспитанию. Воспитание как главная часть образовательного процесса является ведущим, оно должно опережать обучение знаниям, именно Воспитание есть суть внутреннего духовного развития личности, источник и направляющая сила всей целостной жизни человека. Гуманный педагогический процесс, исходя из полной природы Ребенка, создает условия (в первую очередь через общение) опережающего приглашения и удовлетворения как интегральных, так и индивидуальных сил. Педагогический процесс будет гуманным, если он строится соразмерно интегральной природы в Ребенке и будет личностным, если вместе с тем направлен на раскрытие индивидуальных качеств.

Стержнем образовательного процесса "Школа Жизни" является принцип: "развивать и воспитывать в Ребенке жизнь с помощью самой жизни".

Особая роль в "Школе Жизни" отводится Учителю, так как только Учитель, обладающий Педагогической Верой в Ребенка на основе передовых психологических и педагогических знаний, интуиции способен создать Педагогику Любви, Сотрудничества и Успеха.

Цель и задачи опытно-экспериментальной работы

Цель: создание на базе Центра гуманно-личностной педагогики "Школа Жизни" системы педагогических условий для становления, развития и воспитания в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.

Гипотеза: становление, развитие и воспитание в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств возможны, если будет создана система специальных педагогических условий в образовательном процессе на базе Центра гуманно-личностной педагогики "Школа Жизни".

Основные задачи:

1. Овладение учителями теорией и методикой гуманно-личностной педагогики, формирование гуманно-педагогического мышления с целью подготовки учителей к работе, творческого применения этой системы в педагогической практике.

2. Создание экспериментальной лаборатории для проведения исследований по научно-обоснованному построению образовательной системы "Школы Жизни".

3. Разработка нового образовательного плана, создание учебных программ, методических пособий, рекомендаций основного и дополнительного курсов "Школы Жизни".

4. Разработка новых форм и методов организации познавательной деятельности детей на уроке, как аккумуляторе их жизни.

5. Создание целостной воспитательной системы "Школа Жизни" с целью очеловечивания среды вокруг каждого Ребенка.

6. Организация и проведение работы с родителями по проблемам семейного воспитания с целью оказания им помощи для установления гармоничных отношений в семье.

7. Разработка и проведение диагностических исследований с целью выявления динамики развития личности Ребенка.

8. Обеспечение "Школы Жизни" необходимыми материально-техническими ресурсами.

9. Распространение идей и опыта гуманно-личностной педагогики, установление сотруднических отношений с другими центрами, образовательными учреждениями, создание банка информационных данных.

Этапы экспериментальной работы

1 ЭТАП. (1998 - 1999)

Подготовительный

  1. Обсуждение основных идей трактата "Школа Жизни" с педагогическим коллективом школы.
  2. Повышение профессиональной подготовки учителей, их "погружение" в теорию гуманной педагогики.
  3. Налаживание связей с другими учреждениями-участниками реализации проекта "Школа Жизни".
  4. Изучение целей и задач эксперимента, определение участников.
  5. Подготовка документации.
  6. Определение состояния и укрепления материально-технической базы школы для эффективности проведения эксперимента.
  7. пределение задач эксперимента на следующем этапе.

2 ЭТАП. (1998 - 1999)

Этап запуска и становления эксперимента

  1. Создание экспериментальной лаборатории для проведения исследований по научно-обоснованному построению образовательной системы "Школы Жизни".
  2. Разработка программно-методических материалов.
  3. Создание и апробация экспериментальных циклов уроков и программ по некоторым предметам на основе реализуемой модели "Школы Жизни".
  4. Разработка критериев оценки результатов обучения в соответствии с концепцией Школы Жизни.
  5. Разработка и проведение диагностических исследований с целью выявления динамики развития личности ребенка.
  6. Отслеживание результатов эксперимента через систему наблюдения, диагностических срезов, тестирование.
  7. Организация и проведение работы с родителями по проблемам семейного воспитания.
  8. Участие в учебно-методических мероприятиях по экспериментальной работе в Санкт-Петербурге, других городах.
  9. Определение задач и содержания экспериментальной работы на следующий этап с учетом полученных результатов.

3 ЭТАП. (2000 - 2003)

Основной этап развертывания эксперимента.

  1. Обсуждение планов экспериментальной работы с участниками эксперимента, составление индивидуальных планов.
  2. Отработка программ экспериментальных образовательных курсов для классов "Школы Жизни".
  3. Создание учебно-методической базы для обеспечения экспериментального образовательного процесса.
  4. Создание целостной воспитательной системы "Школы Жизни " с целью очеловечивания среды вокруг каждого ребенка.
  5. Создание информационно-методического банка с целью профессиональной подготовки учителей в соответствии с концепцией "Школы Жизни".
  6. Формирование единого банка диагностических методик для отслеживания личностного развития ребенка.
  7. Проведение на базе школы научно-практического семинара по теме эксперимента.
  8. Отслеживание результатов эксперимента.
  9. Экспертиза полученных материалов.

Кадровое, экономическое, материально - техническое, научное обеспечение эксперимента.
(Предварительные расчёты.)

1. Кадровое обеспечение.

В целях обеспечения выполнения экспериментальной работы необходимо введение в штатное расписание следующих дополнительных должностей:


№ п/п


Наименование должностей


К-во ставок

1

Научный руководитель ОЭР

1

2

Зам. Директора школы по ОЭР (заведующий экспериментальной лабораторией для проведенияИсследований по научно - обоснованному построению образовательной системы Школа Жизни).

1

3

Педагог - психолог

1

4

Валеолог

1

5

Лаборант

2

6

Социальный педагог

1

7

Коррекционный педагог

1

8

Педагог дополнительного образования

1

2. Экономическое обеспечение.

  1. Стимулирование деятельности учителей - экспериментаторов за работу в режиме эксперимента. Надбавка к заработной плате - 30%.
  2. Выделение средств на дополнительное образование по выбору учащихся (дополнительные часы на организацию кружков, секций, факультативов), на оплату отдельных лекций, курсов по трудовым соглашениям.
  3. Неоходимы средства на материально - техническое обеспечение эксперимента (приобретение ТСО, мебели), на организацию семинаров, научно - практических конференций, оплату командировочных расходов, на опубликование учебно - методических материалов.
  4. Средняя наполняемость классов Школы Жизни - 18 - 20 учащихся.

3. Финансовое обеспечение.

  1. Ассигнования из бюджета.
  2. Дополнительные средства (муниципальные органы самоуправления, спонсоры, доходы от образовательных услуг).

Список используемой литературы:

  1. Амонашвили Ш. А. "Школа Жизни".
  2. Амонашвили Ш. А. "Педагогическая симфония".
  3. Амонашвили Ш.А. "В школу - с шести лет".
  4. Амонашвили Ш. А. "Размышления о гуманной педагогике".
  5. Азаров Ю. П. "Искусство воспитания".
  6. Азаров Ю.П. "Семейная педагогика".
  7. Корчак Я. "Как любить ребёнка".
  8. Соловейчик С. Л. "Педагогика для всех".
  9. Сухомлинский В. А. "Сердце отдаю детям".
  10. Толстой Л. Н. "Яснополянский дневник".
  11. Макаренко А. С. "Педагогическая поэма".
  12. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 -ти томах.
Используются технологии uCoz