Икона "Преображение Господне"
Найти: на

Последнее обновление страницы: 30.08.06.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ


.: ПРОШЕДШИЕ ПУТЕМ ОЧИЩЕНИЯ ОТ СТРАСТЕЙ :.

Въ аскетическихъ руководствахъ при выборе  духовнаго  руководителя советуется  не  искать  въ  немъ  высокихъ  дарованiй,  чудотворенiя, прозорливости и т. д., а  выбирать  опытнаго  въ  духовномь  деланiи, прошедшаго лично путь очищенiя  оть  страстей,  такъ  какъ  дарованiя духовныя могутъ быть и еще въ остращенномъ человеке. Объ этомъ сказалъ Макарiй Египетскiй: "Бываетъ и то, что въ  иномъ  есть  благодать,  а сердце еще нечисто, потому и падали падавшiе: они не верили,  что  съ благодатiю пребываетъ въ нихъ дымъ и грехъ" (*Макарiй Египетскiй. С.-Тр. Лавра. 1904. Стр. 205, сл. 26, 21; 25.).

Вести же по пути духовнаго деланiя  можетъ  лишь  тотъ,  что  самъ прошелъ успешно этотъ путь. Иной подвижникъ, получившiй безъ  особыхъ усилiй благодатные дары  за  чистоту  душевную,  сохраненную  имъ  съ детства, можетъ и не обладать способностью руководить  другими,  такъ какъ опытно не знаетъ зла, не прошелъ путемъ борьбы со  страстями,  а потому не видитъ зла и въ другихъ. Бывали случаи, когда такiе старцы, будучи сами святы, вредили своимъ ученикамъ и даже  "вгоняли  ихъ  въ прелесть".

Чтобы управлять, необходимъ даръ разсудительности:  "Искусство  -- половина святости", сказалъ старецъ о. Леонидъ  Оптинскiй.  Подлинный старецъ долженъ обладать даромъ разсужденiя. Объ этомъ даре находимъ мы следующее у Еп.  Игнатiя  Брянчанинова: "Преп.  Кассiанъ  Римлянинъ  говоритъ,  что  египетскiе  отцы,  между которыми особенно  процветало  монашество  и  приносило  изумительные духовные плоды, утверждаютъ, что "хорошо управлять и быть управляемымъ свойственно мудрымъ и определяетъ, что это величайшiй даръ и благодать Св. Духа". "Необходимое условiе такого  повиновенiя  есть  духоносный наставникъ,  который   бы   волею   Духа   умерщвлялъ   падшую   волю подчинившагося ему о Господе, а въ этой падшей воле умерщвлялъ и  все страсти.  Падшая  и  растленная  воля  человека  заключаетъ  въ  себе стремленiе ко всемъ страстямъ, Очевидно, что умерщвленiе падшей воли, совершаемое такъ величественно и победоносно  волею  Духа  Божiя,  не можетъ совершаться падшей волей наставника, когда еще самъ наставникъ порабощенъ страстями. "Если ты хочешь отречься  отъ  мiра",  говорилъ Симеонъ  Новый  Богословъ  современнимъ  ему  инокамъ:  "и  научиться евангельскому житiю, то не предай (не поручи)  себя  неискусному  или страстному учителю, чтобы не научиться  вместо  евангельскаго  житiя, дiавольскому житiю; потому что благихъ учителей и учительство благое, а злыхъ -- злое.  Отъ  лукавыхъ  семянъ  непременно  произрастаютъ  и лукавые плоды. Всякiй невидящiй и обещающiй наставлять других, есть обманщикъ и последующихъ ему ввергаетъ  въ  ровъ  погибели  по  слову Господа: "Слепецъ слепца аще водитъ, оба въ  яму  впадутъ"  (Мф.  XV, 14)... -- "Старцы, которые принимаютъ на себя роль  древнихъ  святыхъ старцевъ, не имея ихъ духовныхъ дарованiй, да ведаютъ, что самое  ихъ намеренiе, самыя мысли и понятiя ихъ о великомъ иноческомъ деланiи -- послушанiи суть ложныя, что самыйихъ образь мыслей, ихъ  разумъ,  ихъ знанiе суть самообольщенiе и бесовская прелесть, которая не можетъ не дать соответствующаго себе плода въ  наставляемыхъ  ими.  "Если  нетъ хорошаго руководителя, говоритъ далее еп. Игнатiй, то лучше подвижнику остаться совсемъ безъ него, чемъ подчинить себя неопытному... Страшное дело принять  обязанности  (т.  е.  старчествованiе),  которыя  можно исполнить только по веленiю Св. Духа и действiемъ Духа,  между  темъ, какъ общенiе съ сатаною еще не расторгнуто, и  сосудъ  не  перестаетъ оскверняться дайствiемъ сатаны (т.  е.  не  достигнуто  безстрастiе). Ужасно такое лицемерство и лицедейство. Гибельно оно для себя  и  дляближнихъ,  преступно  передъ  Богомъ,  богохульно"...  "Преп.  Пименъ Великiй повелелъ немедленно разлучаться со старцемъ, сожительство  сь которымь оказывается душевредньмъ (Алфавит. патерикъ), -- очевидно, по нарушенiю  нравственнаго  преданiя  Церкви.  Иное  дело,  когда  нетъ душевнаго вреда, а только смущаютъ помыслы, очевидно,  бесовскiе.  Не надо имъ поддаваться, какъ действующимъ именно тамъ, где мы получаемъ душевную пользу, которую они хотятъ похитить у насъ" (*Игнатiй Брянч,, т, IV, СПБ, 1867, стр. 92-96.).

Старецъ,  какъ  личнымъ  опытомъ  прошедшiй  школу   трезвенiя   и умно-сердечной молитвы и изучившiй, благодаря этому  въ  совершенстве духовные психическiе законы, какъ уже  лично  достигшiй  безстрастiя; становится  способнымъ  руководить  новоначальнымъ  инокомъ  въ   его "невидимой брани" на пути къ безстрастiю. Онъ долженъ уметъ проникать до самыхъ глубинъ души человеческой, видетъ въ ней  самое  зарожденiе зла, а также причины этого зарожденiя, устанавливать точный  дiагнозъ болезни и указывать  точный  способъ  леченiя.  Старецъ  --  искусный духовный врачъ. Онъ должень ясно видетъ "устроенiе" своего ученика, т. е. характеръ его души и степень духовнаго развитiя и обладать  даромъ разсужденiя и "различенiя духовъ", т. к.  ему  все  время  приходится иметъ дело со зломъ, стремящимся преобразиться во ангела светла.  Но, какъ  достигшiй  безстрастiя,  старецъ  обычно  обладаетъ  и  другими духовними дарами: прозорливости, чудотворенiя, пророчества...

Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси


Если Вы нашли опечатки или хотите сообщить полезную информацию по данной теме, Вы можете добавить комментарий или отправить письмо

Используются технологии uCoz