Икона "Преображение Господне"
Найти: на

Последнее обновление страницы: 30.08.06.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ


.: БОГ ЕСТЬ ЭНЕРГИЯ :.

"...энергии или выступления не суть самая сущность Божия, а только то, чем Бог обращен к миру, что видится в тварях, т. е. премудрость, художество и сила Божия"

Архимандрит Киприан

Бог безусловно един. Не раздваивая целое, исихазм тем не менее говорит о двух аспектах Бога: это навечно скрытая от познания сущность - и это энергия, проливающаяся в мир.

Сущность недоступна - тогда как доступ к энергии открыт для каждого.

Нельзя быть причастным сущности - но можно быть причастным энергии.

Сущность живет в себе и сама по себе - энергия не может реализоваться без сущности.

Сущность неименуема - энергия носит разные имена.

Темное ядро сущности - это апофатика: Бог отвернулся от мира. Светлый ореол энергии - это катафатика: Бог повернулся к миру. Перед нами вариация на тему манихейского дуализма? Вовсе нет! Различение в Боге сущности и энергии не ведет к дихотомии единого. Подчеркнем еще раз: аспект энергии - это обращенность Бога к тварному космосу. Или инобытие сущности - ее проекция вовне: на материю - на человека - на ход истории.

О сущности мы говорим в единственном числе. А вот единая энергия, преломившись в сонме уровней и форм бытия, допускает множественное число. Энергий много! И в каждой Бог присутствует целостно: не какой-то своей малой частью, а весь как есть - без умаления, без изъятия.

Изумительная концепция! Мир тут наделяется топографическими свойствами, но делается это не на субстанциональном, а на энергетическом плане. Что означает подобный голографизм конкретно? А то, что весь мир для просветленного сердца - икона Бога, излучающая благодать. Если прав Григорий Палама, видевший в жизни модификацию божественной энергии, то не только наше тело, но и эта рябина, этот свиристель, эта белочка - суть храмы Божий. Какой светлый взгляд на мир! Идет ли исихаст через весенний лес - или с удочкой коротает вечер на тихом северном озере: всегда и всюду он ощущает себя в потоках благодатной энергии - наслаждается их ласковым накатом, укрепляет ими и плоть, и дух. Реально - без всяких метафор - он живёт в Боге, внутри Бога. И он счастлив. Бесконечно счастлив!

Энергетическая картина мира, столь характерная для исихазма, складывалась в дискуссиях о природе Фаворского света. Оппоненты исихастов говорили: это тварный свет, - поэтому, при всей своей чудесности, он принадлежит нашему миру; и поэтому апостолы восприняли его физически - он ослепил их глаза.

Григорий Палама дает радикально новую трактовку Фаворского света.

Это нетварный свет: энергия Бога, не созданная им, а совечная ему - неотъемлемая от него - всегда пребывающая в нем. Поэтому ее нельзя назвать эманацией или излучением Бога, - в контексте подобных понятий она мыслится как нечто производное от Бога, низведенное им долу, иерархически вторичное. Все ли так! Нетварная энергия - это сам Бог, а не его истечение. Видеть нетварный свет - значит, видеть самого Бога. Принять в себя этот свет - значит, соединиться с Богом.

Исихазм антиномичен.

Поражает амплитуда этого антиномизма! На одном полюсе - абсолютная неприступность и недоступность Бога; на другом полюсе - возможность непосредственного контакта с ним. Это совместимо! Но можно ли представить более широкий диапазон переживаний? Ведь это отзывается в твоих эмоциях: мрак апофатики - и свет катафатики; запредельная сущность - и живая конкретность энергии; самозамкнутый Бог - и его щедрое самораскрытие, направленное на тебя. Вот ты падаешь в апофатическую бездну - а вот взмываешь в катафатическую высь. И вот что поражает: полярно противоположные, эти ощущения в равной степени необходимы для того, чтобы в твоей душе огранился образ Бога. Апофатика и катафатика - как своего рода диполь: возникающие внутри него экзистенциальные напряжения обеспечивают успех богопознания.

Исихазм парадоксален. Он учит: нетварная энергия - это не весь Бог; но в нетварной энергии он присутствует весь - целокупно, полностью. Как тонко и глубоко здесь играют смыслы! Ты не знаешь, что скрывается в недрах сущности - но ты определенно знаешь: в касаниях благодати Бог тебе является весь как есть - без всякой утайки. Апофатика напоминает: ты и Бог - несоизмеримы. Катафатика обнадеживает: ты и Бог - взаимоподобны. Где же истина? И в анофатике, и в катафатике! Истина - антиномична, истина - комплементарна. Усвоив ее всем своим существом, ты вносишь в богопознание подлинную диалектичность: не отчаиваешься, когда Бог уходит от тебя в неопределенную бесконечность - но и не спешишь в ложной эйфории экстаза отождествить себя с ним, когда переживаешь упоительный восторг взаимодействия с нетварной энергией. Исихазм дает тебе то, что ты не получишь нигде: полноту общения с Богом. Но вместе с тем он прививает чувство такта и меры, - поэтому чудо твоего сретенья с Богом обретает удивительно достойную и благородную форму: это апофеоз религиозной культуры.

Много сказано о самодостаточности Бога; о том, что он ни в чем не нуждается - включая и созданный им мир. Но все ли здесь верно? Если Бог - это прежде всего Творец, то будем помнить главную особенность творчества: его экстравертивность - обращенность вовне. Художник может развивать в себе сколь угодно яркие замыслы - но будет обидно, если он не воплотит их; это относится и к Богу-художнику: ему нужен мир; нужен квалифицированный зритель.

Поэтому Бог выходит из глубин сущности. Выходит своей энергией. Эти выходы исихазм называет так: "выступания Бога", "выступления Бога". Архимандрит Киприан пишет: "...энергии или выступления не суть самая сущность Божия, а только то, чем Бог обращен к миру, что видится в тварях, т. е. премудрость, художество и сила Божия". Характерны эпитеты, которые использует Дионисий Ареопагит, когда говорит о энергиях: "благолепные выступления", "промыслительные выступления".

Учение исихазма о сущности и энергии Бога вызывает в сознании наглядный образ: видишь темное ядро сущности - и выходящий из него светлый луч энергии. Конечно, это условный образ, упрощающий реальность. Но все же он изоморфен сути космогонического процесса. Действительно, тварный мир - это как бы выплеск или гребень, взметнувшийся из нереченных глубин пустотного Ничто. Тварное поднимается из нетварного! Такова иллюстрация космогенеза. Но ее необходимо дополнить крайне важной деталью: как языками невидимого пламени, тварная действительность пронизана нетварной энергией. Бог реально присутствует в мире, хотя и не смешивается с ним. В свете исихазма лучше понимаешь пафос пантеизма. Оставаясь трансцендентным миру, Бог в то же время имманентен ему. Трансцендентен - в своей сущности, имманентен - в своей энергии. Эта удивительно красивая диалектическая концепция мудро разрешает вековечные споры философов. Антиномию трансцендентного и имманентного она претворяет в гармонию, выявляя глубочайшую дополнительность двух противоположных моментов. Бог далеко - в запредельности; Бог рядом - в природе, в тебе. Совмещение обеих точек зрения, расширяя сознание, инициирует глубочайшие переживания.

Дионисий Ареопагит говорит о том, что Бог "во всем присутствует энергиями". Энергийное единство мира в Боге! Ясно, что нетварная энергия распространяется с бесконечной скоростью - по отношению к ней неприменимо известное эйнштейновское ограничение. Вытекает ли отсюда реабилитация идеи дальнодействия? На этот вопрос можно ответить положительно, не вступая в противоречие с законами природы. Ведь мгновенная связь осуществляется не на физической, а на трансфизической основе - она реализуется в Боге, а не в природе. Да. Бог пронизает собой природу, присутствует в ней, - но это нсслиянное присутствие. Трансфизическое проходит сквозь физическое, не вызывая никаких помех или сбоев, которые наблюдатель мог бы принять за нарушение законов природы. Близкодействие остается одним из них. Но как бы поверх него - на уровне тонком, неощутимом для датчиков - проявляется дальнодействие. Мир без него не мог бы быть целостной, интегральной системой. Если прав Платон, назвавший космос организмом, то эта органичность мира - его высшая связность, спаянность - может быть обеспечена только дальнодействием. Нет сомнений, что дальнодействие - внеприродный и сверхприродный фактор. Однако не будем, следуя правилу Оккама, вводить лишних сущностей: вспомним учение исихастов о нетварной энергии. Именно она обеспечивает холизм космоса, о котором так вдохновенно говорит Максим Исповедник: "весь видимый мир представляет собой необъятное органическое целое, связанное союзом любви".

Нетварная энергия - это энергия высшей целостности.
Нетварная энергия - это энергия высшей гармонии.
Нетварная энергия - это энергия высшей любви.

Существуют различные иерархические уровни единства. Вершина иерархии - единство в Боге. Но если этот Бог Трансцендентен, то в самом изощренном мистическом опыте единение с Ним затруднено, - чаще оно имитируется, чем реально достигается. Кроме того, в данном случае слияние с Богом - точнее, с его сущностным измерением - предполагает полную деперсонализацию мистагога: трансцендентная сущность смывает все различия, стирает всякую информацию - это Единое в его меонической небытийной форме.

Единение с Богом в энергийном измерении исключает элиминацию как природного, так и личностного разнообразия. Все остается как есть - и Универсум, и ты. Но все погружается в совершенно особый свет! И ты доподлинно видишь: мир есть Единство. Для тебя становятся явными связи, еще недавно скрытые от взора - и уже не абстрактно, а с предельной конкретностью ты понимаешь непреложное: все в мире роднится - все связано со всем. Эти связи ты видишь воочию, а не вычисляешь их, - ты непосредственно подключаешься к ним, впервые так ярко и полно ощущая свою причастность ко всему сущему. В удивительном пространстве этого переживания разрешаются все противоречия. Противоположности примирились! Сохраняя свою определенность, они сейчас убедительно обнаруживают, что являются гранями Единого. Это ли не прекрасно? Соборная гармония космоса переживается тобой эстетически. Вот как о ней говорит Дионисий Ареопагит: "И нет ничего среди сущих, что каким-то образом не было бы причастно Единому, в своем единстве соединенно про-объемлющего всё во всем, все в целом, включая противоположности". Самоочевидно, что тут речь идет не о Едином-Ничто, а о Едином-Все, которое процветает полифоническим разнообразием жизни. Связует и одухотворяет это разнообразие нетварная энергия Бога.

Нетварная энергия разнообразна в своих проявлениях. Часто они вполне доступны нам. Но мы не чувствуем, что это от Бога: и дар жизни, и дар интуиции, и дар провидчества. В числе нетварных энергий исихазм называет и время. Очень неожиданный взгляд! В схолиях к ареопагитикам читаем: "Итак, выход Божией благости в чувственное, при его сотворении, мы называем временем". И еще: "...время, покоившееся некогда в Вечности, проявилось при выступлении вовне". Исихастская концепция времени обретает новый смысл в свете открытий Н. А. Козырева. Время в его системе взглядов - жизнетворческая сила Вселенной: она запускает звездообразование - сдерживает рост энтропии - осуществляет дальнодействие. Развивая идеи Н. А. Козырева, Крита-Йога называет время "энергией осуществления", которая обеспечивает переход от идеи к вещи, от причины к следствию, от возможности к действительности. Энергия-прана! Каждый знает ее приливы и отливы; каждый черпает из нее волю к бытию. Как научиться аккумулировать эту энергию? Как напитать ею свои дела и мысли? Исихазм по сути отвечает на эти вопросы. Нет сомнений, что есть такие формы мистического опыта, когда взаимодействие с нетварной энергией приводит к темпоральным эффектам: время останавливается - движется вспять - уходит вперед.

Вряд ли есть необходимость в хронолатрии - культе времени. И все же нам очень важно осознать его сакральность. Используя удачное святоотеческое выражение, время можно назвать "струёй божества" - внутри нее зачинаются миры и жизни. Время - и витальная энергия Троицы: корреляция этих понятий эвристична для богопознания и богообщения.

Юрий Линник "Мой исихазм"


Если Вы нашли опечатки или хотите сообщить полезную информацию по данной теме, Вы можете добавить комментарий или отправить письмо

Используются технологии uCoz