Икона "Преображение Господне"
Найти: на

Последнее обновление страницы: 30.08.06.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ


.: ДЕЙСТВИЕ БЛАГОДАТИ :.

8. У всякого новоначального двояко действие [опыта] и без смешения двойственным образом совершается в сердце: одно — от благодати и другое — от прелести. Великий Марк Подвижник так свидетельствует об этом, говоря: Есть действие духовное и есть сатанинское действие, неизвестное разве младенцу. И еще есть троякая теплота действия, возгреваемая в людях то благодатью, то прелестью и грехом, то переполнением кровью, которое Фалассий Африканский называл растворением и смешением, укрощаемым и усмиряемым умеренным воздержанием.

9. Действие благодати есть сила огня Духа, которая в радости и веселии сердца движет, укрепляет, согревает и очищает душу, прекращает как бы на час помыслы и временно умерщвляет телесное движение. Признаки и плоды [благодати], обнаруживающие истину и непоколебимо удостоверяющие нас в ней, таковы: слезы, сокрушение, смирение, воздержание, молчание, терпение, замкнутость и прочие [добродетели] этого рода.

Из книги: "Прп.Григорий Синаит. Творения"

 

Слыша о Свете, не думай, что это огонь или свет светильника, или молнии, или еще что-нибудь яркое. Прочь от такой нелепости! Ибо многие, не понявшие этого, приняли [за благодать] виды молнии и, прельстившись, зло погибли. А умный свет Божией благодати - невещественный, безвидный и бесцветный, радостный и мирный. Это и есть благодать, называющаяся просветительной, которая просвещает ум и указывает безопасные пути духовного путешествия, чтобы путник не заблудился и не упал.

Однако, так как тело неразрывно связано с переменами, и времени много, то благодать не пребывает постоянно, а уходит и приходит. И после света наступает тьма и снова после тьмы - свет.

Старец Иосиф Афонский «Послание исихасту пустыннику»

 

Согласно  св.  Макарiю  Египетскому  огонь  благодати   возженный Духомъ Святымъ въ сердцахъ христiанъ, делаетъ ихъ сiяющими на подобiе свечей передъ лицемъ Сына Божiя. Огонь божественный, въ  соответствiи  съ  волей  человеческой,  то возгорается большимъ пламенемъ, то уменьшается  и  совсемъ  не  даетъ отблеска въ сердцахъ, смущенныхъ страстьми.  Огонь  невещественный  и божественный освещаетъ и испытываетъ души. Этотъ огонь  снизошелъ  на апостоловъ, въ виде огненныхъ языковъ. Этотi  огонь  возсiялъ  Павлу, беседовалъ съ нимъ, озарилъ его умъ и, вместе съ  темъ  ослепилъ  его глаза, ибо то, что является плотью,  неможетъ  вынести  сiянiя  этого света. Моисей виделъ этотъ огонь въ несгораемой купине.  Этотъ  огонь вознесъ Илiю съ земли въ виде огненной колесницы... Ангелы и служебнме духи прiобщаются свету этого огня... Этот огонь прогоняетъ  демоновъ, искореняеть грехи. Онъ есть сила воскресенiя,  истина  вечной  жизни, озаренiе душъ святыхъ,  постоянство  небесного  могущества"  (Макарiй Египетскiй).

Это и есть божественныя знергiи;,  лучи  Божества,  о  которыхъ говоритъ  Дiонисiй  Ареопагитъ,  те  творческiя   свойства,   которыя проницаютъ  вселенную  и  познаются  вне  тварнаго  мiра,  как  светъ неприступный,  въ  которомъ  пребываетъ  Святая  Троица.  Преподанные христiанамъ черезъ Духа Святаго эти знергiи уже не  носятъ  характера внешняго явленiя,  но  кактъ  благодать,  внутреннiй  светъ,  который преобразуетъ природу, обожая ее. Бог названi  Светомъ  не  по  своей природу, но согласно Его знергiи",  говоритъ  св.  Григорiй  Палама (*).

Насколько Богъ проявляется, сообщается, можеть быть познаваемъ – Онъ есть Светъ. Если Богъ называется Светомъ, это не только по аналогiи съ светомъ матерiальнымъ. Божественный светъ не имеетъ  только  значенiе аллегористическое и абстрактное: это есть данное мистическаго  опыта.

Этотъ божественний опытъ дается каждому по его силамъ и  можетъ  быть большимъ  или  меньшимъ  согласно  достоинству   каждаго,   кто   это испытываетъ.  Виденiе  божества,  ставшимъ  лицезримымъ  въ  озаренiи несозданнаго света, есть тайна восьмого  дня  --  она  принадлежитъ будущему  веку.  Однако,  достойные  могутъ  видеть  "Царство   Божiе пришедшее въ силе" (Мф. X, 1) еще и въ сей жизни, какъ это видели три апостола на Фаворской горе" (*).

----------------------------------

*  V.  Lossky  Essai  sur  1a Theologique  mistique  de  l'Eglise d'Orient. Paris, 1944, рр 217-218

...Цель земной жизни  --  стяжанiе  Духа  Святаго,  говоритъ  преп. Серафимъ: ибо благодать Духа Святаго совершаетъ очищенiе, священiе  и преображенiе человеческаго естества. Для этого одной воли человеческой недостаточно, но и безъ усилiй съ его сторони благодать не совершаетъ спасенiя  человека:  необходимо  сотрудничество   (синергизмъ)   какъ человеческой воли,  такъ  и  благодати  Божiей.  Последняя  начинаетъ действовать съ момента  вступления  подвижника  на  путь  покаянiя  и правильнаго подвига, и, подобно закваске въ тесте, начинаетъ проникать все  человеческое  естество,  очищаетъ,  преображаетъ  его.  Христосъ сказалъ: чему уподоблю Царствiе  Божiе?  Оно  подобно  закваске,  въ которую женщина взявши положила въ три меры муки, доколе  не  вскисло все (Лк. XIII, 20-21). О таковомъ действiи благодати  въ  следующихъ словахъ  повествуетъ  Макарiй  Египетскiй:   Благодать   непрестанно сопребываетъ, укореняется и действуетъ, какъ закваска въ человеке,  и сiе соприбывающее въ человеке делается чемъ-то какъ бы естественнымъ, какъ бы единою съ нимъ сущностью (*).

---------------------------------

* Макарiй Егип. Троицкая Лавра, 1904, стр. 69

Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси

 

Вопрос: Почему может познавать кто-либо, достиг ли он совершенной благодати, или нет?

Ответ: Где благодать - источник жизни, там добрые дела от сердца истекают; когда Дух Святой посетит, тогда и всякий труд облегчается, и непрестанная молитва от сердца исходит, и очи постоянно испускают слезы, и всякое духовное просвещение бывает при сем и чистое трезвое рассуждение, ибо Святой Дух тогда действует внутри человека. А кто предается страстям, у того и страсти умножаются; тогда чрез них лукавой дух завладевает человеком, тогда бывает в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость.

Вопрос о том, кто свят (т.е. имеет указанные свойства совершенной благодати)? Ответ: - тот, кто непорочно сохранил и соблюл заповеди, кто победил страсти и отказался от всякого наслаждения. Кто же от наслаждения отказался? Тот, кто совершенно отвергнул самолюбие во всех видах своего произволения; кто себя возненавидел в кратком сем веке ради царства небесного и бесконечной жизни; кто стяжал непоколебимую веру, твердую и несомненную надежду на Бога во всех своих скорбях и нуждах; таковой поистине свят и бесстрастен.

Паисий Величковский "Крины сельные или цветы прекрасные"


Если Вы нашли опечатки или хотите сообщить полезную информацию по данной теме, Вы можете добавить комментарий или отправить письмо

Используются технологии uCoz